Екатеринбург |
|
11 февраля 2013 г. |
Дело N А76-8844/12 |
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2012 г. N 18АП-10736/12
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Анненковой Г.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Военный комиссариат Челябинской области (далее - Военный комиссариат Челябинской области) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 по делу N А76-8844/2012 Арбитражного суда Челябинской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный завод по изготовлению запасных частей и сменного оборудования" (далее - общество "Спецремзавод") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Военному комиссариату Челябинской области о взыскании расходов, связанных с выплатой работникам завода среднего заработка за время исполнения ими воинских обязанностей в общей сумме 5 944 руб. 63 коп..
Решением суда от 03.09.2012 (судья Воронин А.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 (судьи Баканов В.В., Деева Г.А., Мальцева Т.В.) решение суда отменено, исковые требования удовлетворены. С Военного комиссариата Челябинской области в пользу общества "Спецремзавод" взыскано 5 944 руб. 63 коп. в качестве компенсации уплаченных страховых взносов.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Челябинской области просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Военный комиссариат Челябинской области полагает, что выплаченные работнику суммы среднего заработка в связи с прохождением работником медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы не подлежат обложению страховыми взносами
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для его отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, работник истца Хайбуллин С.Р. согласно повестки в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) призван на военную службу 04 апреля 2011 г.; по справке о заработной плате средний заработок, сохраняемый за время исполнения воинской обязанности от 30 марта 2011 г. - 523 руб. 68 коп.; Малов И.С. призван на военную службу 15 апреля 2011; по справке о заработной плате средний заработок, сохраняемый за время исполнения воинской обязанности от 30 марта 2011 г. - 1132 руб. 05 коп; Сулейманов Д.Р. призван на военную службу 15 марта 2011 г., в период с 28 марта 2011 г. по 01 апреля 2011 г. проходил стационарное медицинское обследование (лечение) в терапевтическом отделении ЦГБ ОКБ г. Чебаркуля и 19 апреля 2011 г. призван на военную службу; по справке о заработной плате средний заработок, сохраняемый за время исполнения воинской обязанности от 30 марта 2011 г. - 1 034 руб. 70 коп, от 29 апреля 2011 г. - 5 101 руб. 13 коп, от 08 июня 2011 г. - 3 134 руб. 25 коп; Попов В.В. призван на военную службу 03 октября 2011 г., в период с 04 октября 2011 г. по 11 октября 2011 г. проходил амбулаторное медицинское обследование в поликлинике ЦГБ ОКБ г. Чебаркуля и 17 октября 2011 г. призван на военную службу; по справке о заработной плате средний заработок, сохраняемый за время исполнения воинской обязанности от 08 ноября 2011 г. - 5 866 руб. 88 коп.
Истец для оплаты ответчику расходов общества "Спецремзавод", связанных с выплатой среднего заработка, сохраняемого за время исполнения воинских обязанностей работниками общества "Спецремзавод" в апреле 2011 г. сформировал счёт N 224 от 11 мая 2011 г. - 7 791 руб. 56 коп; в мае 2011 г. сформировал счёт N 230 от 01 июня 2011 г. - 3 134 руб. 25 коп; в октябре 2011 г. сформировал счёт N 264 от 08 ноября 2011 г. - 5 866 руб. 88 коп.
Истец произвёл начисление страховых взносов, в том числе на страховую часть пенсии - 3 358 руб. 54 коп, накопительную часть пенсии - 1 007 руб. 56 коп; ФФОМС - 520 руб. 57 коп; ТФОМС - 335 руб. 86 коп; ФСС - 487 руб.; ФСС от несчастных случаев - 82 руб. 14 коп; всего: 5 944 руб. 63 коп.
В целях компенсации расходов, связанных с выплатой работникам завода среднего заработка за время исполнения ими воинских обязанностей общество "Спецремзавод" направило Военному комиссариату Челябинской области счёт от 20. 01.2012 г. N 278.
Отказ Военного комиссариата Челябинской области в компенсации страховых взносов в сумме 5 944 руб. 63 коп. послужил основанием обращения общества "Спецремзавод" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета гражданам, вызванным в военный комиссариат по повестке для исполнения обязанностей военной службы, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовому договору. По мнению суда первой инстанции, указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, в связи с чем в удовлетворении иска было отказано.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. В связи с этим выплата работникам среднего заработка в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности является объектом обложения страховыми взносами и подлежит компенсации.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В подпункте "а" п. 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление указанных расходов производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила от 01.12.2004 N 704).
Как следует из содержания подп. 5 п. 2 указанных Правил, компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами, Российской Федерации в связи с реализацией Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно п. 2 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 указанного Закона. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, в названном перечне не указан.
Исходя из совокупного толкования перечисленных правовых норм следует, что в период прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
На основании изложенного судом апелляционной инстанции обоснованно сделан вывод о том, что расходы работодателя по уплате страховых взносов подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами от 01.12.2004 N 704.
В связи с этим судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя жалобы о том, что выплаченные работнику суммы среднего заработка в связи с прохождением работником медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы не подлежат обложению страховыми взносами, следовательно, отсутствуют основания для их компенсации.
Постановление суда апелляционной инстанции принято на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба Государственного учреждения "Военный комиссариат Свердловской области" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 по делу N А76-8844/2012 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения Военный комиссариат Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Кравцова |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 указанного Закона. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, в названном перечне не указан.
Исходя из совокупного толкования перечисленных правовых норм следует, что в период прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
На основании изложенного судом апелляционной инстанции обоснованно сделан вывод о том, что расходы работодателя по уплате страховых взносов подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами от 01.12.2004 N 704."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 февраля 2013 г. N Ф09-14318/12 по делу N А76-8844/2012
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7700/13
13.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7700/13
05.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7700/13
11.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14318/12
30.11.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10736/12
16.11.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10736/12
03.09.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-8844/12