Екатеринбург |
|
11 января 2012 г. |
Дело N А76-704/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Ященок Т.П., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 1 им. Г.И. Дробышева" (далее - учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.07.2011 по делу N А76-704/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Шарова Н.Г. (доверенность от 04.03.2011);
Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования - Булаева Г.В. (доверенность от 11.08.2011 N 27).
Администрация г. Магнитогорска Челябинской области, участвующая в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, заявила ходатайство о проведении заседания суда кассационной инстанции в отсутствие её представителей. Ходатайство судом удовлетворено.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания Магнитогорского межрайонного филиала N 7 Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее - фонд) от 27.10.2010 N 452 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 263 744 руб. 58 коп, использованных учреждением за 9 месяцев 2009 г. не по целевому назначению.
Оспариваемое предписание вынесено фондом по результатам проверки, оформленным актом от 22.10.2010 N 010.
Решением суда первой инстанции от 05.07.2011 (судья Трапезникова Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришёл к выводу о нецелевом использовании заявителем средств обязательного медицинского страхования на выплату заработной платы работникам больничной аптеки.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 (судьи Костин В.Ю., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, учреждение не допустило нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, поскольку указанные средства направлены на выплату заработной платы сотрудникам больничной аптеки, непосредственно участвующим в исполнении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 г., утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 11.09.2008 N 283-П, путем обеспечения отделения больницы и его пациентов как приобретенными (готовыми) лекарственными средствами, так и изготовленными самостоятельно. Заявитель жалобы отмечает, что названная Территориальная программа не содержит исключений расходования средств на выплату заработной платы по категориям работников, аптека является структурным подразделением учреждения, деятельность фармацевтических работников непосредственно связана с оказанием медицинских услуг и направлена на качественное и своевременное обеспечение надлежащими лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения пациентов, находящихся на лечении в отделениях стационара.
Администрация г. Магнитогорска в своём отзыве на жалобу поддержала доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, также полагая, что учреждением не было допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования.
Фонд представил отзыв на кассационную жалобу учреждения, в котором указывает на правильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов судов обеих инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что в октябре 2010 г. фондом проведена документальная проверка за период с 01.04.2009 по 31.12.2009 по вопросу целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, направленных на оплату медицинских услуг, оказываемых учреждением в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, в ходе которой выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 272 534 руб. 38 коп., в том числе, 2 263 744 руб. 58 коп. - на выплату за счет средств обязательного медицинского страхования заработной платы с начислениями работникам больничной аптеки учреждения, что не соответствует положениям ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", ст. 69, 70, 86, 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разделу IV Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи.
По результатам проверки составлен акт от 22.10.2010 N 010 и вынесено предписание от 27.10.2010 N 452 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, обязывающее учреждение в срок до 20.11.2010 направить в адрес Магнитогорского межрайонного филиала N 7 фонда информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений; восстановить использованные не по назначению средства обязательного медицинского страхования в сумме 2 272 534 руб. 38 коп. путем перечисления на счет учреждения по средствам обязательного медицинского страхования за счет средств бюджета города (платных услуг населению и др).
Учреждение, полагая, что в части обязания восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 2 263 744 руб. 58 коп. предписание фонда не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив факт нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования, направленных на виды расходов, не предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
При исследовании фактических обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между учреждением и обществом с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания "Астра-Металл" (страховщик) 31.12.2008 заключен договор N 09-01 на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, предметом которого является предоставление учреждением лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), предусмотренной Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи, и ее оплата страховщиком.
В соответствии с п. 2.1.14 указанного договора учреждение обязуется обеспечить целевое и рациональное использование средств обязательного медицинского страхования в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования, Министерства здравоохранения Челябинской области.
Контроль за целевым и рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляется Челябинским областным фондом обязательного медицинского страхования.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 N 913 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 г., которой определены виды и объёмы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно, финансирование осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов всех уровней.
В соответствии с названной Программой постановлением Правительства Челябинской области от 11.09.2008 N 283-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 г. (далее - Территориальная программа), которой определены объемы и условия получения гражданами Челябинской области медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно разделу 1 Территориальной программы оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Территориальной программой.
В разделе 3 Территориальной программы поименованы виды медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, к числу которых относится первичная медико - санитарная помощь, в том числе неотложная, и специализированная (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) медицинская помощь, предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами при перечисленных в данном разделе Территориальной программы заболеваниях.
Разделом 6 Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включающие в себя, в числе прочего, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что средства обязательного медицинского страхования в сумме 2 263 744 руб. 58 коп. использованы заявителем на выплату заработной платы с начислениями работникам больничной аптеки учреждения, что расценено фондом как нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования.
Руководствуясь положениями Территориальной программы, ст. 38, 40 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12 "О введении в действие отраслевого стандарта "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, суды обеих инстанций подтвердили правомерность вывода фонда о том, что учреждением в рассматриваемом случае допущено нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования.
Судами обоснованно указано, что аптечная организация, в том числе структурное подразделение учреждения здравоохранения, осуществляет фармацевтическую деятельность, то есть деятельность в сфере обращения лекарственных средств, включающую в себя оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств. При этом под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Судами правомерно учтено, что обеспечение лекарственными средствами в рамках Территориальной программы подразумевает приобретение медицинскими организациями лекарственных средств для их бесплатного предоставления при оказании медицинской помощи гражданам, тогда как аптека медицинского учреждения осуществляет отпуск лекарственных средств, деятельность аптек не относится к виду медицинской деятельности, то есть деятельности, непосредственно направленной на оказание медицинских услуг.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали учреждению в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания фонда от 27.10.2010 N 452 в оспариваемой части.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 по делу N А76-704/2011 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 1 им. Г.И. Дробышева" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N 1 им. Г.И. Дробышева" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платёжному поручению от 16.11.2011 N 220509.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что в октябре 2010 г. фондом проведена документальная проверка за период с 01.04.2009 по 31.12.2009 по вопросу целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, направленных на оплату медицинских услуг, оказываемых учреждением в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, в ходе которой выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 272 534 руб. 38 коп., в том числе, 2 263 744 руб. 58 коп. - на выплату за счет средств обязательного медицинского страхования заработной платы с начислениями работникам больничной аптеки учреждения, что не соответствует положениям ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", ст. 69, 70, 86, 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разделу IV Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи.
...
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 N 913 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 г., которой определены виды и объёмы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно, финансирование осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов всех уровней."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 января 2012 г. N Ф09-8757/11 по делу N 31.4А76-704/11