Екатеринбург |
|
20 февраля 2013 г. |
Дело N А60-26724/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Василенко С.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ФОРЭС" (ОГРН 1026602335264, ИНН 6658092629; далее - общество, страхователь) и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга (ОГРН 1026604972426, ИНН 6660155435; далее - фонд, страховщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу N А60-26724/2012 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Шипачева О.А. (доверенность от 01.03.2012 N 16), Кипрушева Е.А. (доверенность от 11.02.2013).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к фонду о признании недействительным решения от 31.05.2012 N 075/028/717-2012 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 21.08.2012 (судья Ремезова Н.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 (судьи Гулякова Г.Н., Васева Е.Е., Сафонова С.Н.) решение суда отменено в части. Признано недействительным решение фонда в части доначисления страховых взносов на выплаты, произведенные за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, соответствующих пени и штрафных санкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой на постановление суда апелляционной инстанции, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт в части отказа в удовлетворении его требований отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, по уходу за детьми-инвалидами, за дни сдачи крови и дополнительные выходные дни не подпадают под определение объекта обложения страховыми взносами, предусмотренного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), поскольку являются компенсацией.
Обществом 31.01.2013 непосредственно в Федеральный арбитражный суд Уральского округа представлены дополнения к кассационной жалобе с нарушением срока, установленного ст. 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы, изложенные в этих дополнениях, являются новыми, не заявлялись при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на установление новых обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Вопреки требованиям ч. 3 ст. 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество эти дополнения к кассационной жалобе фонду не направило и не вручило. Поскольку в судебное заседание представители фонда не явились, в пределах установленного ч. 1 ст. 285 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока известить фонд об этих дополнениях к кассационной жалобе в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации невозможно, а принятие новых доводов и доказательств, не подвергавшихся признанию либо оспариванию другими лицами, участвующими в деле, а также оценке судами первой и апелляционной инстанций будет являться нарушением принципа состязательности (ч. 2 ст. 9 и ч. 3, 4 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то суд кассационной инстанции указанные дополнения к кассационной жалобе общества оставляет без рассмотрения применительно к ч. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2012 N ВАС-2315/12).
Фонд тоже обратился в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, выражая несогласие с выводами суда в части признания недействительным оспариваемого решения по доначислению страховых взносов на выплаты, произведённые работникам общества за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, просит обжалуемый судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению фонда, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) производится в рамках трудовых отношений и независимо от источников финансирования такой выплаты подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
Судами установлено, что в отношении общества фондом проведена выездная проверка соблюдения требований Закона N 212-ФЗ, в ходе которой сделаны выводы о нарушении страхователем положений ст. 7, 8, 9 названного Закона, а именно: в 2011 году суммы выплат среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови, суммы выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, и работникам в период прохождения ими военных сборов отнесены к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами.
Фондом составлен акт от 25.04.2012 N 075028-717-2012 и вынесено решение от 31.05.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, обществу начислены: недоимка по страховым взносам за 2011 год на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, соответствующие пени и штрафы по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ.
Общество оспорило указанное решение страховщика в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты, сохраняемые за работником на время прохождения военных сборов, а также выплаты среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, выплаты среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха не связаны с выполнением работниками трудовых функций и, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами, предусмотренным ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Частично отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из перечня выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ указанный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Закона.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно положениям ст. 186 Трудового кодекса работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
В постановлении от 13.09.2011 N 4922/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложил толкование понятия "средний заработок", примененного в ст. 186 Трудового кодекса.
Так, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Таким образом, принимая во внимание, что спорная сумма выплачена обществом работникам-донорам, находящимся в трудовых отношениях, при этом спорные выплаты не подпадают под виды выплат, на которые страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются, а также с учётом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, следует вывод об отсутствии у общества оснований для невключения в облагаемую базу по страховым взносам указанных выплат работникам-донорам.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что фондом сделан вывод о неправомерном невключении обществом в базу для исчисления страховых взносов сумм, выплаченных работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, и сумм, выплаченных работникам в период прохождения военных сборов.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтены положения п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), согласно которым призыв на военные сборы и прохождение сборов в период пребывания в запасе является воинской обязанностью граждан Российской Федерации, то есть обязанность прохождения военных сборов регулируется специальным законодательством, которое не относится к трудовому законодательству.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса выплаты, сохраняемые за работником на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время, относятся к гарантиям и компенсациям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Минздравсоцразвития России в письме от 27.05.2010 N 1354-19 указало, что выплата среднего заработка работнику на период военных сборов осуществляется не в силу трудового договора за выполнение работником определенной трудовой функции, а в связи с требованием п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ о необходимости сохранения данных выплат работникам, направленным на военные сборы. В период военных сборов работник трудовую функцию фактически не осуществляет.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов, согласно пункту 3 вышеуказанных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, учитывая, что призыв на военные сборы и прохождение сборов в период пребывания в запасе являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, при этом выплаты, сохраняемые на время прохождения военных сборов, являются компенсацией, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации (ст. 170 Трудового кодекса), Законом N 53-ФЗ (п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 6), суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что указанные выплаты в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
В указанной части обжалуемое постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит изменению.
Обращаясь в Федеральный арбитражный суд Уральского округ, фонд указал, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса производится в рамках трудовых отношений и независимо от источников финансирования такой выплаты подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы фонда в силу следующего.
Выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (подп. 1 п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2012 годов"). Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона). Подпунктом 8 п. 1 ст. 7 данного Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, а также выплаты работникам за период прохождения военных сборов имеют компенсационный характер, подлежат возмещению страхователю и обоснованно не включены обществом в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. В указанной части оспариваемое решения фонда от 31.05.2012 N 075/028/717-2012 следует признать недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу N А60-26724/2012 Арбитражного суда Свердловской области изменить в части.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "ФОРЭС" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга от 31.05.2012 N 075/028/717-2012 в части, касающейся начисления страховых взносов на выплаты, произведенные работникам за период прохождения ими военных сборов и за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, соответствующих пеней и штрафных санкций.
В остальной части в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ФОРЭС" отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "ФОРЭС" судебные расходы по государственной пошлине в сумме 1000 рублей, уплаченной за подачу кассационной жалобы.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "ФОРЭС" государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платёжному поручению от 24.12.2012 N 7635.
В удовлетворении кассационной жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга отказать.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (подп. 1 п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2012 годов"). Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона). Подпунктом 8 п. 1 ст. 7 данного Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2013 г. N Ф09-14476/12 по делу N А60-26724/2012
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6428/13
16.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6428/13
20.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14476/12
08.11.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11506/12
21.08.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-26724/12