Екатеринбург |
|
13 марта 2013 г. |
Дело N А50-12478/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2012 по делу N А50-12478/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Автономная некоммерческая организация "Уральско-Украинское содружество в области культуры, науки, спорта и творчества, развития межнационального согласия" (далее - некоммерческая организация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края к департаменту с заявлением о признании недействительным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 348,58 кв. м, находящегося по адресу: г. Пермь, восточнее жилого дома N 6 по ул. Макаренко, изложенного в письме от 07.06.2012 N И-21-01-09-10982, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2012 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение департамента об отказе в предоставлении некоммерческой организации земельного участка от 07.06.2012 признано недействительным. На департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем рассмотрения заявления в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думой от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок). Заявитель считает, что у департамента отсутствуют основания для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренды для целей благоустройства территории, поскольку не имеется сведений о наличии у некоммерческой организации основного земельного участка, предоставленного под объект недвижимости. Кроме того, заявитель указывает на нахождение земельного участка на территории улично-дорожной сети.
В отзыве на кассационную жалобу некоммерческая организация ссылается на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, некоммерческая организация обратилась к департаменту с заявлением от 18.04.2012 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 348,58 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Макаренко (восточнее жилого дома N 6), под зеленые насаждения и благоустройство территории, сроком на 4 года 11 месяцев. В заявлении также указаны каталог координат, система координат испрашиваемого земельного участка.
Департамент в письме от 07.06.2012 отказал некоммерческой организации в предоставлении в аренду земельного участка, указав, что согласно п. 1.8.1 Порядка земельные участки могут предоставляться для благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объекты недвижимости земельному участку. Сведения об основном земельном участке, предоставленном заявителю, у департамента отсутствуют. Кроме того, по заключению Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми испрашиваемый земельный участок расположен на территории улично-дорожной сети.
Некоммерческая организация, считая данный отказ департамента незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно п. 1 названной статьи процедура и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся эти земельные участка, путем принятия соответствующих актов.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми определены Порядком, утвержденным решением Пермской городской Думой от 23.10.2007 N 260.
В соответствии с п. 2.7 названного Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством. В случае принятия уполномоченным органом в сфере земельных отношений решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований.
В силу п. 1.8.1 Порядка земельные участки не связанные со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться для:
- размещения автостоянок открытого типа,
- открытого складирования (в частности, черных и цветных металлов, стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.д.),
- организации мест отдыха,
- благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объекты недвижимости земельному участку,
- увеличения ранее предоставленного под объекты недвижимости земельного участка до максимальных размеров, установленных правовыми актами города Перми,
- иных целей, не связанных со строительством.
Как установлено судами, при обращении с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка некоммерческой организацией представлена необходимая документация, а также указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, вид использования и срок аренды.
С учетом того, что перечень оснований для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотренный п. 1.8.1 Порядка, не является исчерпывающим, доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставить данный земельный участок в аренду, в материалы дела не представлено, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у департамента оснований для отказа в предоставлении земельного участка со ссылкой на ограничения, установленные п. 1.8.1 Порядка.
При таких обстоятельствах ссылки заявителя на то, что у департамента отсутствуют основания для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренды для целей благоустройства территории, подлежат отклонению как несостоятельные.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2012 по делу N А50-12478/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2, 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
...
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2013 г. N Ф09-41/13 по делу N А50-12478/2012
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12716/12
30.04.2013 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-12478/12
29.04.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12716/12
13.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-41/13
10.12.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12716/12
12.10.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-12478/12