Екатеринбург |
|
15 марта 2013 г. |
Дело N А71-8571/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление, антимонопольный орган; ИНН 1831038485, ОГРН 1031800554610) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.09.2012 по делу N А71-8571/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Специализированный полигон "Эколог" (далее - общество; ИНН 1805000051, ОГРН 1051801279276) - Одноралов В.В. (доверенность от 01.08.2012 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к управлению о признании незаконными и отмене решения от 16.05.2012 и предписания от 02.05.2012 по делу N СЮ06-06/2011-93.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "город Глазов" (далее - МУП "ЖКУ").
Решением суда от 18.09.2012 (судья Кудрявцев М.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 (судьи Риб Л.Х., Васева Е.Е., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать, ссылаясь на то, что применение обществом не предусмотренного законодательством коэффициента уплотнения при расчете стоимости услуг на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов приводит к удорожанию стоимости услуг, цена за которые подлежит государственному регулированию, утвержденный тариф не предусматривает дополнительного применения каких-либо коэффициентов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Как установлено судами, приказом управления от 14.06.2011 общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке оказания услуг по утилизации (захоронению) отходов производства и потребления (за исключением отходов 1 и 2 класса опасности) более 50% в географических границах города Глазова и Глазовского района.
По заявлению МУП "ЖКУ" управлением возбуждено дело о нарушении обществом антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании обществом невыгодных условий договора на оказание услуг захоронения (утилизации) отходов о применении коэффициентов уплотнения ТБО к фактическому объему поступающих на полигон отходов.
В заявлении МУП "ЖКУ" указало, что предприятие осуществляет сбор и вывоз ТБО от населения и коммерческих организаций на объект размещения отходов - полигон по адресу: Глазовский район, Юкаменский тракт, 10 километр. Деятельность по утилизации отходов на полигоне осуществляет общество. С января 2010 г. и до настоящего времени взаимоотношения МУП "ЖКУ" и общества не оформлены договором, поскольку общество в отсутствие законных оснований предлагает включить в договор условие о применении коэффициента уплотнения ТБО к фактическому объему поступающих на полигон отходов.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства управлением установлено, что 08.09.2011 МУП "ЖКУ" направило в адрес общества проект договора на оказание услуг по размещению отходов, п. 3.1 которого предусмотрено условие о том, что общая стоимость услуг по размещению на полигоне ТБО рассчитывается в зависимости от фактической массы сдаваемых ТБО и фиксируется в составляемом исполнителем ежемесячно акте выполненных работ (оказанных услуг).
Общество 29.09.2011 направило МУП "ЖКУ" письмо, в котором указало на отсутствие возможности принимать отходы в показателях массы (в тоннах) на основании данных весового учета в связи с отсутствием специального оборудования для этих целей и ни одна из программ предприятия (производственная и/или инвестиционная) не предусматривает финансирование расходов на его приобретение, в связи с чем проект договора не был подписан.
Обществом также в адрес МУП "ЖКУ" был направлен проект договора на оказание услуг по размещению отходов на 2012 г., в п. 1.4 которого предусмотрено условие о том, что при использовании специализированной техники - мусоровоза для сбора и транспортировки отходов сторонами учитывается коэффициент уплотнения отходов от 1 до 4 в зависимости от применяемой при перевозке отходов на полигон техники (мусоровозов). Кроме того, объем сдаваемых для размещения на полигоне отходов заказчика, определяется как полный объем кузова транспортного средства даже в случае неполного заполнения емкости кузова транспортного средства.
Отказ общества заключить договор на предложенных МУП "ЖКУ" условиях в части определения объема отходов (без учета уплотнения) и направление обществом собственного варианта договора с определением объема ТБО с учетом коэффициента уплотнения антимонопольный орган расценил как злоупотребление доминирующим положением, путем навязывания МУП "ЖКУ" невыгодных для него условий, а также нарушений условий ценообразования, поскольку от объема принятых на полигон отходов зависит и стоимость услуг по их размещению и утилизации.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией антимонопольного органа принято решение от 16.05.2012, которым общество признано нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании обществом МУП "ЖКУ" невыгодных условий договора путем включения в договор на оказание услуг по размещению отходов условия о применении коэффициентов уплотнения к фактическому объему поступающих на полигон ТБО и установления условия о том, что объем сдаваемых для размещения на полигоне отходов заказчика определяется как полный объем кузова транспортного средства, даже в случае неполного заполнения данных емкостей; п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном отказе от заключения договора с МУП "ЖКУ" на оказание услуг по размещению отходов без применения коэффициентов уплотнения к фактическому объему поступающих на полигон твердо-бытовых отходов; п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении обществом установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении цены на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
На основании данного решения антимонопольным органом выдано обществу предписание от 02.05.2012, которым обществу предписано внести изменения во все договоры, заключенные (а также планируемые к заключению) с контрагентами на оказание услуг по размещению отходов, исключив из указанных договоров условия о том, что объем сдаваемых для размещения на полигоне отходов заказчика определяется как полный объем кузова транспортного средства, даже в случае неполного заполнения данных емкостей, и условие о применении коэффициентов уплотнения к фактическому объему поступающих на полигон твердо-бытовых отходов. Информацию об исполнении предписания с приложением письменных объяснения и всех подтверждающих документов представить в антимонопольный орган до 22.12.2012.
Считая решение и предписания антимонопольного органа незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия в действиях общества нарушений порядка ценообразования и навязывания невыгодных условий договора.
Проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения твердых бытовых отходов).
Согласно п. 8 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) устанавливается с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 09.09.2010 N 10/25 утвержден тариф на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемых обществом, в размере 93,41 руб. за 1 куб.м. Тариф на утилизацию ТБО для общества утвержден в соответствии с Методическими рекомендациями по учету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития России от 15.02.2011 N 47 исходя из расчетного объема утилизации ТБО и величины финансовых потребностей утилизации, указанного в производственной программе заявителя.
Данными нормативными актами не предусмотрена возможность дифференцировать тариф исходя из технической характеристики автомобиля с учетом среднего коэффициента уплотнения. Следовательно, тариф установлен за фактически принимаемый объем ТБО. Коэффициент уплотнения является в данном случае дополнительной, не предусмотренной законодательством составляющей тарифа на услуги по утилизации ТБО.
Поскольку условие договора о применении обществом коэффициента уплотнения не предусмотрено нормативно-правовыми актами, определяющими величину платы за размещение одного куб. м ТБО на полигоне, то есть неправомерно включено обществом в договоры, данное положение договора нарушает права организаций, доставляющих ТБО на полигон.
Коэффициент уплотнения влияет только на массу перевозимого груза и не влияет на объем загружаемых в транспортное средство ТБО (объем кузова остается неизменным).
То обстоятельство, что при разгрузке ТБО они принимают не уплотненный вид, также не может служить основанием для применения коэффициента уплотнения.
Таким образом обществом были нарушены требования п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
А включение в договор условия, нарушающего порядок ценообразования и дальнейшее настаивание, выразившееся в отказе заключать договор на приём ТБО без указанного условия, свидетельствует о нарушении обществом требований п. 3 и п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах, поскольку судами были неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявленных обществом требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.09.2012 по делу N А71-8571/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Специализированный полигон "Эколог" о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 16.05.2012 по делу N СЮ06-06/2011-93 и предписания от 02.05.2012 по делу N СЮ06-06/2011-93 отказать.
Председательствующий |
В.А.Лукьянов |
Судьи |
И.А.Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 8 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) устанавливается с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО.
...
То обстоятельство, что при разгрузке ТБО они принимают не уплотненный вид, также не может служить основанием для применения коэффициента уплотнения.
Таким образом обществом были нарушены требования п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
А включение в договор условия, нарушающего порядок ценообразования и дальнейшее настаивание, выразившееся в отказе заключать договор на приём ТБО без указанного условия, свидетельствует о нарушении обществом требований п. 3 и п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2013 г. N Ф09-1533/13 по делу N А71-8571/2012
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8254/13
14.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8254/13
15.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1533/13
04.12.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12132/12
18.09.2012 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-8571/12