Екатеринбург |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А60-32889/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Семёновой З.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2012 по делу N А60-32889/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ИнтерВЕК" (далее - общество "ИнтерВЕК") - Шапирова Е.П. (доверенность от 14.01.2013).
Общество "ИнтерВЕК" (ИНН: 6620012342, ОГРН: 1076620000258) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росимущества (ИНН: 6670262066, ОГРН: 1096670022107) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неутверждении акта выбора земельного участка и непринятии на основании заявления общества решения о предоставлении для целей строительства земельного участка с кадастровым номером 66:51:0401001:952; об обязании Управления Росимущества принять решение о предварительном согласовании места размещения комплекса дорожного сервиса, утвердив акт выбора земельного участка с кадастровым номером 66:51:0401001:952, принять по заявлению общества решение о предоставлении указанного земельного участка для целей строительства (с учетом принятого судом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа Красноуральск (ИНН: 6618001093, ОГРН: 1026601214529).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2012 (судья Киреев П.Н.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Управления Росимущества, выразившееся в неутверждении акта выбора земельного участка и в непринятии на основании заявления общества "ИнтерВЕК" решения о предоставлении для целей строительства земельного участка с кадастровым номером 66:51:0401001:952; на Управление Росимущества возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (комплекса дорожного сервиса) и путем принятия решения о предоставлении, либо об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:51:0401001:952.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что в силу приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочия по согласованию акта выбора земельного участка и передачи участка в собственность возложены на Росимущество, а не на территориальные органы. Управление Росимущества считает, что в нарушение п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации в дело не представлено документов о публикации информации о проведении торгов, учитывая, что публикация произведена в 2007 году, в то время как с заявлением общество "ИнтерВЕК" обратилось в 2010 году.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ИнтерВЕК" возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что распоряжением Правительства Свердловской области от 06.09.2002 N 693-РП утверждена генеральная схема развития комплекса дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования Свердловской области.
Общество "ИнтерВЕК" 29.03.2007 обратилось в Свердловское областное государственной учреждение "Управление автомобильных дорог" с заявлением о рассмотрении возможности размещения комплекса дорожного сервиса в придорожной полосе автомобильной дороги "Екатеринбург-Н.Тагил-Серов" на 197 км. + 300 м (слева).
Указанное Управление автомобильных дорог в письме от 10.04.2007 N 03-1731 сообщило о возможности размещения комплекса дорожного сервиса в указанном месте.
Общество "ИнтерВЕК" 08.08.2007 обратилось в Департамент по недропользованию по Уральскому Федеральному округа с запросом о выдаче гидрогеологического заключения о возможности размещения комплекса дорожного сервиса на испрашиваемом земельном участке.
Гидрогеологическое заключение N 2816/07-г получено обществом 27.08.2007 о возможности размещения комплекса дорожного сервиса на испрашиваемом земельном участке.
Обществом "ИнтерВЕК" 29.08.2007 получены санитарно-эпидемиологическое заключение N 66.15.04.000.Т.000045.08.07, экспертное заключение N 02-14-04.3-01-04/140 о соответствии документации земельного участка и земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В приложении газеты "Красноуральский рабочий" "Деловой вестник" от 11.10.2007 N 40 опубликована информация о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, в том числе земельного участка, расположенного на 197 км + 300 м (слева) автомобильной дороги "Екатеринбург-Н.Тагил-Серов".
Межведомственной комиссией по выбору земельных участков для предоставления из государственных земель Свердловской области под объекты строительства на территории городского округа Красноуральск составлен акт от 12.10.2007 N 23 выбора земельного участка для размещения объекта автотранспорта - строительство комплекса дорожного сервиса в придорожной полосе автомобильной дороги "Екатеринбург-Н.Тагил-Серов" и устройства примыкания к автодороге на 197 км + 300 м (слева) в городском округе Красноуральск".
Общество "ИнтерВЕК" 17.10.2007 обратилось к главе администрации городского округа Красноуральск с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка площадью 2,73 га под строительство комплекса дорожного сервиса.
Постановлением главы городского округа Красноуральск от 24.10.2007 N 1124 обществу "ИнтерВЕК" утверждены акт выбора земельного участка и проект его границ.
Общество "ИнтерВЕК" 17.10.2007 обратилось в Министерство культуры Свердловской области с заявлением о выдаче заключения о наличии или отсутствии объектов культурного наследия на спорном земельном участке.
Министерством культуры Свердловской области в письме от 30.10.2007 N 01-04-1359/7 согласован отвод земельного участка для строительства объекта дорожного сервиса.
Департаментом лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу составлен акт выбора участка лесного фонда от 18.06.2008 N 8, утвержденный приказом Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу от 30.06.2008 N 54, 18.06.2008 проведено натурное техническое обследование участка лесного фонда для перевода земель лесного фонда в категорию земель промышленности в целях строительства комплекса дорожного сервиса.
Заключениями Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области от 08.07.2008 N 05-10/1906, Управления по архитектуре и градостроительству муниципального образования "Город Красноуральск" 08.08.2008 обществу "ИнтерВЕК" согласован перевод земельного участка с кадастровым номером 66:51:0401001:952 из категории земель лесного фонда в категорию земель промышленности в целях строительства комплекса дорожного сервиса.
Управлением Росимущества 16.07.2008 согласован перевод земельного участка площадью 27301 кв.м. из земель с категорией "земли лесного фонда" в "земли промышленности..." под строительство комплекса дорожного сервиса.
Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области в письме от 29.08.2008 N 0520 сообщил обществу "ИнтерВЕК" о возможности размещения комплекса дорожного сервиса спорном земельном участке.
Обществом получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 17.09.2008 N 66.15.04.03.000Т.000036.09.08, экспертное заключение от 17.09.2008 N 02-15-04.3-01-04/149 по отводу земельного участка под размещение комплекса дорожного сервиса в придорожной полосе автомобильной дороги "Екатеринбург-Н.Тагил-Серов" (городской округ Красноуральск) пл. 2,73 га.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 N 1438-р разрешен перевод земель лесного фонда площадью 2,7301 га, кадастровый номер участка 66:51:0401001:952, в категорию земель промышленности и иного специального назначения для строительства комплекса дорожного сервиса.
В Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.04.2009 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:51:0401001:952, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Красноуральск, 197 км. + 300 м. автомобильной дороги Екатеринбург - Н. Тагил - Серов (свидетельство от 13.04.2009).
Общество "ИнтерВЕК" в письмах от 30.11.2010, 24.01.2011 обратилось в Управление Росимущества с заявлением N 188, 10 о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 66:51:0401001:952, для строительства комплекса дорожного сервиса.
Управление Росимущества в письме от 17.12.2010 N ВО-19570 сообщило обществу о необходимости предоставления документов, подтверждающих удаленность спорного земельного участка от границ ближайших населенных пунктов и акт выбора земельного участка.
Письмом от 31.03.2011 N ПП-10/8622 Росимущество возвратило документы общества "ИнтерВЕК" в Управление Росимущества на доработку.
Управление Росимущества в письме от 12.04.2011 N ВО-5462 сообщило обществу "ИнтерВЕК" о рассмотрении вопроса о предоставлении спорного земельного участка после проведения мероприятий по публикации сообщения о наличии земельных участков для предоставления в аренду.
Общество 19.08.2011 обратилось в Росимущество с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Росимущество указало, что позиция, изложенная в письме от 31.03.2011 N ПП-10/8622, не изменилась, в связи чем возвратило обществу пакет документов (письмо от 20.02.2012 N ПП-10/4722).
Управление Росимущества в письме от 26.03.2012 N АР-4936 отказало обществу "ИнтерВЕК" в утверждении акта от 12.10.2007 N 23 выбора земельного участка для размещения объекта автотранспорта и в предоставлении в аренду для строительства указанного земельного участка.
Общество "ИнтерВЕК", ссылаясь на то, что Управлением Росимущеситва в установленный законом срок не приняты решения о согласовании места размещения объекта путем утверждения акта о выборе земельного участка для строительства, о предоставлении земельного участка для строительства, что нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1, 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу о том, что была начата процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов. Установив наличие в деле доказательств получения обществом "ИнтерВЕК" согласований со всеми государственными органами и перевода земельного участка в земли промышленности, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в утверждении акта выбора земельного участка и принятия решения о его предоставлении, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Обращаясь с кассационной жалобой, Управление Росимущества указало на отсутствие у него полномочий по согласованию акта выбора земельного участка и передачи участка в собственность. Данный довод рассмотрен судами и обоснованно отклонен на основании следующего.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Типовое положение), утв. приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Согласно п. 4.1, 4.6 Типового положения территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом изложенного судами сделан правильный вывод о том, что заявление о предоставлении земельного участка в аренду для строительства подано обществом "ИнтерВЕР" в уполномоченный орган государственной власти, несовершение Управлением Росимущества соответствующих действий и непринятие решения является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы общества.
Управлением Росимущества также при обращении с кассационной жалобой указано на то, что в дело не представлено документов о публикации информации о проведении торгов, учитывая, что публикация произведена в 2007 году, в то время как с заявлением общество "ИнтерВЕК" обратилось в 2010 году. Данный довод также рассмотрен судами и отклонен.
Как установлено судами, в 2007 году начата процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов, публикация сообщения о предоставлении спорного земельного участка произведена в октябре 2007 года, информация об этой публикации предоставлена в Управление Росимущества с письмом общества "ИнтерВЕК" от 30.11.2010 N 188. Судами сделан правильный вывод о том, что факт обращения общества "ИнверВЕК" с соответствующим заявлением по истечении длительного времени с момента публикации не имеет существенного правового значения для разрешения настоящего спора.
Принимая во внимание изложенное, а также пояснения представителя общества "ИнтерВЕК" в суде кассационной инстанции, согласно которым в настоящее время решение суда по настоящему делу исполнено: принято распоряжение Управления Росимущества от 26.02.2013 N 69-р о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении в аренду обществу спорного земельного участка, заключен договор аренды данного участка от 18.03.2013 N АЗф-485/0216, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2012 по делу N А60-32889/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
З.Г. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1, 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
...
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 апреля 2013 г. N Ф09-3338/13 по делу N А60-32889/2012