Екатеринбург |
|
07 июня 2013 г. |
Дело N А47-11260/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южуралпроект" (далее - общество "Южуралпроект") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2013 по делу N А47-11260/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "Южуралпроект" о взыскании 258 646 руб. 47 коп., из которых 245 616 руб. 21 коп. основного долга по договору аренды земельного участка от 10.07.2008 N 05-05/468, 13 030 руб. 26 коп. пени за период с 01.04.2011 по 01.07.2012.
Общество "Южуралпроект" обратилось в суд с встречным исковым заявлением к министерству о взыскании 1 353 805 руб. 30 коп. неосновательного обогащения.
Решением суда первой инстанции от 22.01.2013 (судья Штырник В.М.) с общества "Южуралпроект" в пользу министерства взыскано 258 646 руб. 47 коп., в том числе 245 616 руб. 21 коп. основного долга и 13 030 руб. 26 коп. пени. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 (судья Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Южуралпроект" просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, Правила определения размера арендной платы и Основные принципы определения размера арендной платы). Заявитель полагает, что размер арендной платы по договору аренды от 10.07.2008 с момента вступления в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 не должен превышать предельно допустимый размер арендной платы, установленный подп. "д" п. 3 Правил определения размера арендной платы. По мнению заявителя, положения Постановлений Правительства Оренбургской области от 25.12.2007 N 456-п, от 12.10.2009 N 530-п в части установления ставок арендной платы в размере рыночной стоимости аренды земельного участка на основании отчета независимого оценщика не соответствуют принципам и правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. Ставки арендной платы, предусмотренные нормативными актами Правительства Оренбургской области, являются экономически необоснованными и их применение противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниями, не должен различаться. Кроме того, заявитель отмечает, что п. 7 Постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.08.2012 по делу N А47-8602/2012 признан недействительным. Заявитель также ссылается на правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 17.04.2012 N 15837/11, от 29.09.2010 N 6171/10, и полагает, что действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 распространяется на спорный договор аренды, данным нормативным актом установлены регулируемая арендная плата, и она подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям. Как считает заявитель, судам надлежало дать оценку законности положений Постановления Правительства Оренбургской области от 25.12.2007 N 456-п, а также принять во внимание, что корректировка размера арендной платы на индекс потребительских цен производилась на основании неопубликованных нормативных актов.
Как установлено судами, на основании распоряжения министерства от 30.06.2008 N 1187-р "О предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Южуралпроект" в аренду без торгов" между министерством и обществом "Южуралпроект" заключен договор от 10.07.2008 N 05-05/468 аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге.
Согласно п. 1.1 названного договора министерство (арендодатель) предоставило, а общество "Южуралпроект" (арендатор) приняло в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 56:44:0453017:27 общей площадью 1826 кв. м, с местоположением: г. Оренбург, в центральной части кадастрового квартала 56:44:0453017, с разрешенным использованием для строительства административного здания проектно-конструкторского бюро в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 23.06.2008 N 44/08-10-20131.
В соответствии с п. 8.1 договор является одновременно актом приема-передачи земельного участка.
Срок действия договора установлен 11 месяцев с 01.07.2008 по 31.05.2009.
Согласно п. 3.1, 3.2, 3.3 договора размер арендной платы за использование земельного участка составляет 638 585 руб. 75 коп. за период с 01.07.2008 по 31.05.2009 (в соответствии с расчетом (приложение к договору N 2). Арендная плата вносится арендатором ежемесячно равными долями от суммы, указанной в договоре, в срок не позднее десятого числа текущего месяца. Исполнением обязательства по внесению арендной платы является поступление денежных средств на код бюджетной классификации, указанный в п. 3.2 договора.
Как следует из п. 3.4 договора аренды, размер арендной платы, установленный в соответствии с п. 3.1. договора, подлежит изменению ежегодно путем корректировки на индекс инфляции, устанавливаемый законодательством о бюджете на текущий финансовый год. В этом случае исчисление и оплата арендатором арендной платы должна осуществляться на основании дополнительных соглашений к договору аренды.
Дополнительным соглашением от 15.06.2009 к договору аренды срок аренды земельного участка установлен с 01.06.2009 по 30.04.2010, размер арендной платы за использование земельного участка составляет 640 980 руб. 45 коп. за период с 01.06.2009 по 30.04.2010.
Соглашением об изменениях от 11.12.2009 N 05-05/652 в дополнительное соглашение от 15.06.2009 N 05-05/584 пункт 1.3 дополнительного соглашения изложен следующим образом: "Размер арендной платы за использование земельного участка согласно прилагаемому расчёту (приложение N 3) составляет 699 251 руб. 40 коп. за период с 01.06.2009 по 30.04.2010".
Дополнительным соглашением от 27.02.2010 N 05-05/686 к договору аренды срок аренды земельного участка установлен с 01.07.2008 по 31.05.2015. Данное соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.03.2010.
Согласно дополнительному соглашению от 15.06.2010 N 07-05/22 п. 3.1 договора аренды дополнен предложением следующего содержания: "Размер годовой арендной платы с 01.05.2010 устанавливается путём корректировки ранее установленного договором аренды размера арендной платы на индекс потребительских цен, определённый в Прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2010 годи на период до 2012 года (приложение к Постановлению Правительства Оренбургской области от 01.10.2009 N 516-пп) и за период с 01.05.2010 по 30.04.2011 составляет 299 251,40 руб.:11*12*110,7%= 844 441,42 руб. или 70 370 руб. 12 коп. в месяц, которая вносится арендатором ежемесячно равными долями не позднее 10 числа текущего месяца на счёт органа федерального казначейства". Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано 16.07.2010 (уведомление о проведении государственной регистрации).
Дополнительным соглашением от 29.03.2011 N 07-05/138 пункт 3.1 договора аренды дополнен предложением следующего содержания: "Размер годовой арендной платы с 01.05.2011 устанавливается путём корректировки ранее установленного договором аренды годового размера арендной платы в сумме 844 441, 42 руб. на индекс потребительских цен, определённый в Прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2011 год и на период до 2013 года (приложение к Постановлению Правительства Оренбургской области от 30.09.2010 N 703-пп) и за период с 01.05.2011 по 30.04.2012 составляет: 844 441,42 руб. х 105,9% = 894 263, 46 руб. или 74 521, 96 руб. в месяц". Пункт 3.4 договора изложен в следующей редакции: "Размер арендной платы, установленный п. 3.1 договора, изменяется ежегодно путём корректировки на индекс потребительских цен, установленный Постановлением Правительства оренбургской области. Размер арендной платы также изменяется: в связи с изменением федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законом и иных нормативных правовых актов Оренбургской области; в связи с изменением существенных характеристик земельного участка (площади, категории, вида разрешённого использования, обременения). В этом случае исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору".
Дополнительное соглашение от 29.03.2011 зарегистрировано 14.04.2011.
Между министерством (продавец) и обществом "Южуралпроект" (покупатель) заключен договор от 28.11.2011 N 07-04/99 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:44:0453017:27. Переход права собственности на земельный участок зарегистрирован 10.02.2012.
Министерством и обществом "Южуралпроект" подписано соглашение от 18.11.2011 N 07-05/262 о расторжении договора аренды от 10.07.2008 N 05-05/468 с даты государственной регистрации права собственности арендатора на арендуемый земельный участок.
Согласно п. 2 названного соглашения оплата арендной платы производится в соответствии с условиями договора аренды до даты государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Министерство, ссылаясь на наличие у общества "Южуралпроект" задолженности по арендной плате, обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Общество "Южуралпроект", полагая, что в результате расчета арендной платы без применения положений подп. "д" п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, на стороне министерства возникло неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной платы, обратилось со встречными исковыми требованиями.
Суды, удовлетворяя первоначальные требования и отказывая в удовлетворении встречного иска, исходили из того, что расчет арендной платы произведен министерством на основании согласованных сторонами условий договора о размере арендной платы и соответствует принципам определения арендной платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
В силу ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1, 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с абз. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проанализировав условия спорного договора аренды от 10.07.2008, суды признали его действительным и заключенным.
Согласно правовым позициям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 9069/11, от 17.04.2012 N 15837/11, ставки арендной платы за пользование земельными участками, находящими в публичной собственности, являются регулируемыми ценами, ввиду чего стороны при определении размера арендной платы обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки и не вправе применять другой размер арендной платы. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Судами установлено, что методика расчёта арендной платы, согласованная сторонами в п. 3.1 договора и приложенном к нему расчёте арендной платы, определена на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 25.12.2007 N 456-п "Об утверждении порядка определения размеров арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" (далее - Постановление Правительства Оренбургской области N 456-п), в соответствии с п. 5 которого размер арендной платы земельного участка устанавливается по результатам рыночной оценки на основании отчета независимого оценщика в случаях предоставления земельных участков для целей строительства независимо от способа предоставления земельных участков.
Из представленного в дело расчёта арендной платы следует, что первоначальный размер арендной платы определён по результатам рыночной оценки на основании отчёта независимого оценщика и в течение спорного периода изменялся на основании заключенных сторонами дополнительных соглашений к договору с учётом порядка изменения арендной платы, согласованного сторонами в п. 3.4 договора: 699 251 руб. 40 коп. за период с 01.06.2009 по 30.04.2010; 844 441 руб. за период с 01.05.2010 по 30.04.2011; 894 441 руб. 42 коп с 01.05.2011 по 30.04.2012.
При таких обстоятельствах, а также установив, что согласованный сторонами порядок изменения арендной платы путем ее увеличения на индекс инфляции соответствует положениями п. 13 Постановления Правительства Оренбургской области N 456-п, суды, учитывая принцип нормативного регулирования ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, обоснованно признали, что размер арендной платы определён в договоре в соответствии с действующим законодательством.
Судами дана правовая оценка доводам заявителя о том, что с учетом Основных принципов определения арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, размер арендной платы по спорному договору должен быть рассчитан в соответствии с подп. "д" п. 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных этим же постановлением.
Проанализировав порядок расчетов арендной платы, установленный договором на основании нормативного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и учитывая предусмотренное сторонами условие об изменении размера арендной платы путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды, суды пришли к выводу о соответствии данного порядка принципам предсказуемости расчета арендной платы и экономической обоснованности ее размера.
Следует также согласиться с судом апелляционной инстанции, который указал, что поскольку на момент согласования договорных условий о порядке изменения арендной платы в договоре аренды от 10.07.2008 Постановление Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, которым установлен порядок изменения размера арендной платы путем применения индекса инфляции, не было принято, последующая отмена в соответствующей части данного нормативного акта не отменяет необходимость исполнения сторонами согласованного в п. 3.4. договорного условия.
С учетом изложенного суды, проверив правильность расчета задолженности по арендной плате, представленного истцом, обоснованно удовлетворили первоначальные исковые требования министерства и отказали обществу "Южуралпроект" во взыскании с министерства неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии выводов судов правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае расчет размера арендной платы включен в текст договора аренды и представляет собой его договорное условие. Кроме того, суд апелляционной инстанции верно отметил, что выводы, содержащиеся в указанном постановлении, сделаны Высшим Арбитражным Судом применительно к земельным участкам, предоставленным для целей жилищного строительства, исходя из установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 принципа учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Ссылка заявителя на то, что корректировка размера арендной платы на индекс потребительских цен производилась на основании неопубликованных нормативных актов, отклоняется. Изменение размера арендной платы производилось не в одностороннем порядке в связи с принятием названных нормативных актов, а путем заключения дополнительных соглашений к договору аренды.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2013 по делу N А47-11260/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южуралпроект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами дана правовая оценка доводам заявителя о том, что с учетом Основных принципов определения арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, размер арендной платы по спорному договору должен быть рассчитан в соответствии с подп. "д" п. 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных этим же постановлением.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии выводов судов правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае расчет размера арендной платы включен в текст договора аренды и представляет собой его договорное условие. Кроме того, суд апелляционной инстанции верно отметил, что выводы, содержащиеся в указанном постановлении, сделаны Высшим Арбитражным Судом применительно к земельным участкам, предоставленным для целей жилищного строительства, исходя из установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 принципа учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2013 г. N Ф09-3844/13 по делу N А47-11260/2012
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11260/12
08.07.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3844/13
30.04.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3849/15
28.04.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11260/12
05.02.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3844/13
02.02.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11260/12
30.09.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9716/14
11.07.2014 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11260/12
17.12.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 10782/13
11.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10782/13
22.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10782/13
01.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10782/13
07.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3844/13
11.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1518/13
21.01.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11260/12