Екатеринбург |
|
20 июня 2013 г. |
Дело N А76-15742/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Кангина А.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (далее - заявитель, общество "УТСК") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2012 по делу N А76-15742/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "УТСК" - Рындин И.Н. (доверенность от 23.09.2011), Холщигин М.Ю. (доверенность от 01.11.2011), Сдач Н.Ф. (доверенность от 01.01.2011 N 349).
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) - Ростовцева Ю.Г. (доверенность от 09.01.2013 N 12).
Общество "УТСК" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения управления от 24.05.2012 по делу N 14-03/12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Массив" (далее - общество "Массив", потребитель), муниципальное унитарное предприятие "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - предприятие) и Уральское управление Ростехнадзора.
Решением суда от 13.12.2012 (судья Костылев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
Суды указали на отсутствие оснований для удовлетворения требований заявителя, ввиду неправомерного прекращения им подачи потребителю тепловой энергии.
В кассационной жалобе общество "УТСК" просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении его требований, ссылаясь на отсутствие у общества "Массив" оснований для потребления тепловой энергии; наличие у заявителя права на ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителю. Кроме того общество"УТСК" указывает, что судами не дана оценка факту присоединения общества "Массив" к тепловой сети заявителя с нарушением установленного порядка. Заявитель жалобы отмечает, что правоотношения между ним и обществом "Массив" в отношении подключения объекта капитального строительства - жилого дома N 56 по ул. 1-ая Эльтонская возникли 12.08.2011, то есть с момента выдачи технических условий на подключение к тепловой сети указанного жилого дома, в связи с чем, правоотношения сторон регулируются Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерного технического обеспечения (далее - Правила подключения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, а не постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Перечень действий (бездействия), которые запрещаются хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, и результатом которых (действий, бездействия) являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, приведенный в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) не является исчерпывающим, что следует из буквального толкования нормы ч. 1 ст. 10 названного закона.
Это же следует из правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30, в соответствии с которой, арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) (в редакции, действовавшей на момент существования спорных правоотношений) предусматривалось, что подключение теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанное в части 1 настоящей статьи подключение осуществляется на основании договора на подключение к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 14 Закона о теплоснабжении).
При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается. Нормативные сроки подключения к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства устанавливаются правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о теплоснабжении).
Пунктом 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 при этом установлено, что технические условия должны содержать следующие данные:
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в управление поступило заявление потребителя о нарушении обществом "УТСК" Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании препятствий в передаче по принадлежащим ему тепловым сетям тепловой энергии.
Антимонопольным органом возбуждено дело N 14-03/12 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и вынесено решение, которым:
- действия общества "УТСК", выразившиеся в создании препятствий в передаче по принадлежащим ему тепловым сетям тепловой энергии потребителю, теплопотребляющие установки которого присоединены к таким тепловым сетям, признаны нарушающими ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (п. 1);
- производство по делу N 14-03/12 прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства (п. 2);
- материалы настоящего дела переданы должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 3).
Основанием для указанного послужило следующее.
Потребителем от администрации г. Челябинска 25.07.2011 получено разрешение на строительство объекта капитального строительства - жилого дома N 56 по ул. 1-ая Эльтонская в пос. Чурилово Тракторозаводского района г. Челябинска.
Между обществами "Массив" и "Территориальная генерирующая компания N 10" 01.08.2008 заключен договор N 3584 о подключении к системе теплоснабжения жилых домов N 56-58, с приложением технических условий N 85/2008 (при этом техническая документация разработана обществом "Массив". Указанный договор расторгнут сторонами сделки 23.12.2009.
Между обществами "Массив" и "УТСК" 12.08.2011 заключен договор на подключение к системе теплоснабжения N 9, в соответствии с которым заявитель принял на себя обязательства по совершению действий по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению строящегося дома N 56 по ул. 1-ая Эльтонская, а также по подключению объекта к эксплуатируемым обществом сетям.
Заявителем обществу "Массив" выданы технические условия N 111/2011 на подключение к тепловым сетям жилого дома N 56 по ул. 1-ая Эльтонская, с установлением точки подключения объекта к системе теплоснабжения ТК-16.
Мероприятия, предусмотренные техническими условиями N 111/2011 исполнены потребителем, что следует из акта готовности к постоянной эксплуатации магистрального теплопровода, справки о выполнении ввода объекта в эксплуатацию.
Договор от 12.08.2011 на подключение к системе теплоснабжения N 9 расторгнут сторонами сделки 27.12.2011.
Между предприятием и обществом "Массив" 01.02.2012 заключен договор на подключение к системе теплоснабжения N 9 в соответствии с которым предприятие приняло на себя обязательства по подключению к системе теплоснабжения объекта капитального строительства - жилого дома N 56 по ул. 1-ая Эльтонская.
Также между предприятием и обществом "Массив" 01.02.2012 заключен договор на теплоснабжение N 1247.
Предприятием, потребителем и обществом составлен акт разграничения эксплуатационной и балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приложение к договору от 01.02.2012 N 9.
Заявитель информирован предприятием о заключенном договоре, с указанием на то, что обществом "Массив" представлены все необходимые документы, свидетельствующие о готовности объекта к эксплуатации и необходимости обеспечения объекта теплоснабжением в зимний период.
Общество "Массив", в ответ на письмо заявителя от 30.01.2012, которым указывалось на необходимость повторного подключения к системам теплоснабжения и выдачи новых технических условий, представило акт осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей от 31.01.2012 N А-34-Ч-699/1, разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановок от 01.02.2012 N А-34-Ч-699/1, а также сообщило о дате и времени подачи тепла согласно наряду, выданному предприятием.
Письмами от 13.02.2012 N 11-0273, от 28.02.2012 N 11-0370 общество "УТСК" вновь указало потребителю на необходимость получения новых технических условий на подключение, заключения договора на подключение и выполнения новых технических условий.
Предприятие 05.03.2012 уведомило общества "Массив" и "УТСК" о начале подачи тепловой энергии к объекту, но 19.03.2012 заявитель отключил подачу тепла в жилой дом N 56 по ул. 1-ая Эльтонская путем установления заглушки в принадлежащей обществу тепловой сети. После проведенного 20.03.2012 совещания по вопросу взаимодействия, по результатам которого, по факту повторного представления обществом "Массив" акта осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей от 31.01.2012 N А-34-Ч-699/1, разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок от 01.02.2012 N А-34-Ч-699/1, теплоснабжение возобновлено.
Судами установлено, что технические условия N 111/2011 выданы 12.08.2011 и устанавливали двухлетний срок с момента их выдачи, следовательно, основания для согласования новых технических условий в данном случае отсутствовали.
Пунктом 1 постановления администрации г. Челябинска от 28.11.2011 N 279-п предприятие определено в городе Челябинске единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность по теплоснабжению потребителей в городе Челябинске от всех источников тепловой энергии, на период до утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, правил организации теплоснабжения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у заявителя правовых оснований для прекращения подачи тепловой энергии.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2012 по делу
N А76-15742/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 при этом установлено, что технические условия должны содержать следующие данные:
...
Как видно из материалов дела и установлено судами, в управление поступило заявление потребителя о нарушении обществом "УТСК" Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании препятствий в передаче по принадлежащим ему тепловым сетям тепловой энергии.
Антимонопольным органом возбуждено дело N 14-03/12 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и вынесено решение, которым:
- действия общества "УТСК", выразившиеся в создании препятствий в передаче по принадлежащим ему тепловым сетям тепловой энергии потребителю, теплопотребляющие установки которого присоединены к таким тепловым сетям, признаны нарушающими ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (п. 1);"
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2013 г. N Ф09-5528/13 по делу N А76-15742/2012