Екатеринбург |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А50-20330/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Столярова А.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива по производству и реализации сельскохозяйственной продукции и племенных животных "Мотовилихинский" (ИНН 5948001325, ОГРН 1025902398994; далее - кооператив) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2012 по делу N А50-20330/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Кооператив обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения министерства транспорта Пермского края от 05.07.2012 об отказе в изъятии для государственных нужд земельных участков: с кадастровым номером 59:01:4219244:202 площадью 34886 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219198:4 площадью 773 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219235:4 площадью 5063 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219248:44 площадью 6395 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219248:43 площадью 26792 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219248:45 площадью 191602 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219236:3 площадью 4854 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219180:6 площадью 6893 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4219180:7 площадью 14664 кв. м, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения и выполнить требования законодательства, связанные с изъятием указанных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2012 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 (судьи Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами ст. 279, 281, 283 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает, что посредством вынесения распоряжения Дорожного агентства Пермского края от 04.08.2009 было фактически произведено изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства автомобильной дороги. Кооператив отмечает, что на сегодняшний день процедура изъятия земельных участков уполномоченным органом не соблюдена, размер причиненных кооперативу убытков в связи с изъятием земельных участков ни Дорожным агентством Пермского края, ни министерством транспорта Пермского края не определен, соглашение об уплате выкупной стоимости в адрес кооператива не направлено.
В отзыве на кассационную жалобу министерство транспорта и связи Пермского края возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, совхозу "Мотовилихинский", реорганизованному впоследствии в кооператив, на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок общей площадью 2 658 га, что подтверждается свидетельством от 15.01.1993 N 794.
Распоряжением Дорожного агентства Пермского края от 04.08.2009 N 20-пр государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами 59:01:4219244:202, 59:01:4219198:4, 59:01:4219236:3, 59:01:4219248:44, 59:01:4219235:4, 59:01:4219248:43, 59:01:4219248:45, 59:01:0912010:30, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные в Свердловском и Мотовилихинском районах г. Перми общей площадью 653 217,00 кв. м, с целью строительства дороги "Переход Стахановская - Ива" на участке ул. Старцева - Ива.
Кооператив обратился в министерство транспорта Пермского края с заявлением от 27.06.2012 об оформлении процедуры изъятия указанных земельных участков.
Письмом от 05.07.2012 министерство транспорта Пермского края отказало в изъятии земельных участков, ссылаясь на то, что в настоящее время право собственности на земельные участки зарегистрировано за иным лицом, возможность оформления процедуры их выкупа у заявителя для государственных нужд отсутствует. Также министерство транспорта Пермского края указало на наличие вступивших в законную силу судебных актов, которыми заявителю было отказано в возмещении убытков, связанных с изъятием земельных участков.
Полагая, что отказ в изъятии земельных участков является незаконным, кооператив обратился в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно абз. 10 подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения, в числе которых названы автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Условия и порядок изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 283 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, на момент обращения кооператива с заявлением о принятии мер по оформлению изъятия спорных земельных участков для государственных нужд на указанные земельные участки было зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Пермь", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая фактическое нахождение названных земельных участков в собственности муниципального образования "Город Пермь", оснований для принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не имелось.
Кроме того, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (п. 2- 4 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 282 названного Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Заинтересованными являются лица, чьи имущественные права и (или) охраняемые законом интересы могут быть восстановлены в результате удовлетворения иска (ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований кооператив ссылается на фактическое изъятие принадлежащих ему земельных участков и возведение на них автодороги.
Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что спорные земельные участки принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "Город Пермь", возложение на министерство транспорта Пермского края обязанности принять решение об изъятии земельных участков не может повлечь восстановления каких-либо прав заявителя.
Из позиции кооператива по делу усматривается, что по существу он не согласен с тем, что изъятие земельных участков осуществлено без выплаты ему компенсации.
Согласно п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель вправе требовать компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка.
В соответствии с п. 1 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262, убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.
В силу п. 5 Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.
Между тем требования о взыскании убытков с обоснованием факта их причинения и размера кооперативом не заявлены.
С учетом изложенного отклоняются доводы, изложенные в кассационной жалобе о несоблюдении процедуры изъятия земельных участков.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2012 по делу N А50-20330/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива по производству и реализации сельскохозяйственной продукции и племенных животных "Мотовилихинский" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заинтересованными являются лица, чьи имущественные права и (или) охраняемые законом интересы могут быть восстановлены в результате удовлетворения иска (ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Согласно п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель вправе требовать компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка.
В соответствии с п. 1 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262, убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июня 2013 г. N Ф09-6349/13 по делу N А50-20330/2012
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6349/13
15.03.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1609/13
15.03.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-20330/12
11.03.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1609/13
27.12.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-20330/12