Екатеринбург |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А47-1328/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Жаворонкова Д.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташевой С.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (ИНН: 5610128360, ОГРН: 1095658014187, далее - Министерство, заявитель кассационной жалобы, податель жалобы) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А47-1328/2014 Арбитражного суда Оренбургской области.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Володарского, д. 39.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Жангазина Жанияра Алдияровича - Жангазин Д.А.(доверенность от 10.02.2014),
Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области - Чаюнлин Г.В. (доверенность от 12.03.2015 N 15), Макарова О.А. (доверенность от 12.03.2015 N 15).
Индивидуальный предприниматель Жангазин Жанияр Алдиярович (ИНН: 562502499565, ОГРН: 312565819200202, далее - предприниматель, Жангазин Ж.А.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным пункта 2.55 протокола комиссии по реализации мер государственной поддержки при Министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 08.11.2013 N 16 (с учетом уточнения заявленных требований, сделанного в судебном заседании 04.06.2014).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.07.2014 (судья Мирошник А.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 (судьи Бояршинова Е.В., Малышева И.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Обжалуемое Министерством решение признано незаконным, как не соответствующее Порядку предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса, утверждённому постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 508-п (далее - Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства).
В кассационной жалобе Министерство просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов обстоятельствам дела, а также на нарушение норм процессуального права в связи с изложением резолютивной части обжалуемого судебного акта с нарушением ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы при принятии решения о предоставлении (отказе в предоставлении) гранта начинающим субъектам малого предпринимательства Министерством учитываются запланированные затраты (расходы) субъекта на реализацию проекта (вложение собственных средств не менее 15%) согласно бизнес-плану. Документами, подтверждающими несение предпринимателем указанных расходов, по мнению подателя жалобы, могут быть лишь документы, составленные в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N БГ-3-04/430.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 08.11.2013 принято решение об отказе индивидуальному предпринимателю Жангазину Жанияру Алдияровичу в выделении гранта, причиной которого явилось вложение собственных средств менее 15%. Предприниматель, полагая, что названное решение является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные с заявкой документы правомерно не приняты комиссией в подтверждение вложения собственных средств, поскольку не свидетельствуют о том, что денежные средства, потраченные на приобретение товаров, принадлежат и потрачены Жангазиным Ж.А. как индивидуальным предпринимателем. Допущенные комиссией нарушения порядка рассмотрения заявки предпринимателя признаны судом не существенными и не влекущими отмену оспариваемого акта.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении Министерством пунктов 2, 11 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.
При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В п. 5 ст. 14 Федерального закона N 209-ФЗ определены условия для отказа в оказании поддержки, к таким условиям, в частности, относится непредставление документов, определенных соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представление недостоверных сведений и документов.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.07.2011 N 647-пп в осуществление вышеуказанных полномочий и полномочий, предусмотренных ст. 6 Закона Оренбургской области от 29.09.2009 N3118/691-IV-ОЗ, утверждена областная целевая программа "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" на 2012-2014 годы.
В п. 11 раздела III приложения N 2 к названной программе предусмотрена финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства в виде программы поддержки начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса (далее - гранты).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 508-п утвержден "Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса".
Как следует из материалов дела, 09.07.2013 предпринимателем в Министерство было подано заявление на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов на создание и развитие собственного бизнеса (проект "Лесопилка") и пакет документов, предусмотренный Порядком предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе: проект бизнес-плана по созданию собственного бизнеса, акт обследования места реализации проекта бизнес-плана от 08.07.2013, документы, подтверждающие оплату произведенных расходов на реализацию проекта по созданию собственного бизнеса за счет собственных средств, и прочее.
По результатам рассмотрения указанного заявления предпринимателя 08.11.2013 комиссия по реализации мер государственной поддержки приняла протокол N 16, в п. 2.55 которого содержалось решение об отказе индивидуальному предпринимателю Жангазину Ж.А. в выдаче гранта.
Предпринимателю было отказано в выделении гранта, причиной чего указано: "вложение собственных средств менее 15%", в связи с непредставлением документов, свидетельствующих о том, что денежные средства, потраченные на приобретение товаров, принадлежат и потрачены Жангазиным Ж.А. как индивидуальным предпринимателем.
При этом, как следует из материалов дела, в заключении члена группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки Штырник С.И., в п. 1.29 протокола заседания экспертной группы, в п. 2.55 протокола заседания комиссии по реализации мер государственной поддержки от 08.11.2013 N 16 проект бизнес-плана предпринимателя первоначально оценен в 8 баллов, в том числе:
а) вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта - 2 балла;
б) создание и сохранение новых рабочих мест - 3 балла;
в) качество представленного бизнес-плана - 3 балла.
Однако в результате изменений, внесенных протоколом от 16.05.2014 N 1 заседания экспертной группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки (часть первая и часть вторая) бизнес-проект по критерию "а" п. 11 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства "вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта" оценён в 0 баллов с указанием на то, что "вложение собственных средств документально не подтверждено".
Между тем согласно п.7 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства для участия в отборе по предоставлению грантов одновременно с заявкой на участие в отборе (приложение N 1 к указанному Порядку) субъекты представляют в Министерство: проект бизнес-плана по созданию собственного бизнеса; копию документа о прохождении краткосрочного обучения основам предпринимательской деятельности или копию диплома о высшем юридическом или экономическом образовании субъекта; акт обследования по форме согласно приложению N 3 к указанному Порядку; анкету получателя гранта по форме согласно приложению N 4 к указанному Порядку; заверенную субъектом копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заверенную субъектом копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; заверенную субъектом копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копии учредительных документов юридического лица, заверенные субъектом; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащую сведения об основном виде экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки; справку об отсутствии у субъекта задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, заверенную налоговым органом, по форме N 39-1, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки; справки об отсутствии у субъекта задолженности по обязательным платежам в Фонд социального страхования и Пенсионный Фонд Российской Федерации, полученные не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки; заверенные субъектом копии документов, подтверждающих оплату произведенных расходов за счет средств субъекта на реализацию проекта по созданию собственного бизнеса (договоров, счетов-фактур, платежных поручений); заверенную субъектом справку о создании новых и (или) сохранении действующих рабочих мест в результате реализации бизнес-проекта.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, к заявлению предпринимателя были приложены все перечисленные выше необходимые документы.
Кроме того, в соответствии с п. 5 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства причинами отказа в предоставлении гранта являются: установление факта представления субъектом недостоверных сведений; несоответствие субъекта условиям, установленным в пункте 2 указанного Порядка; оценка бизнес-проекта субъекта ниже 7 баллов.
Согласно п. 11 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства оценка бизнес-проектов производится по установленным критериям, в частности перечисленным в подп. "а", а именно: вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта в размере: от 20 до 30 процентов - 1 балл; от 30 до 50 процентов - 2 балла; от 50 до 70 процентов - 3 балла; от 70 до 100 процентов - 4 балла; свыше 100 процентов - 5 баллов.
В силу п. 2 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования субъектом не менее 15 процентов от размера получаемого гранта.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, принимая во внимание наличие доказательств, свидетельствующих о вложении собственных средств в реализацию бизнес-проекта в размере 15% от размера запрашиваемого гранта, пришёл к правильному выводу о незаконности решения Министерства об отказе предпринимателю в предоставлении гранта по мотиву вложения собственных средств менее 15% в соответствии с п. 11 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства.
Как правомерно указано апелляционным судом, Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства не конкретизирует, какие именно вложения должен произвести предприниматель, а лишь ставит условие об их объеме (15%), что предполагает, что заявитель вправе произвести долевое финансирование любых расходов, предусмотренных бизнес-планом.
Также судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что п. 11 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства не уточняется, что все денежные средства, планируемые к вложению в реализацию бизнес-проекта, должны быть внесены (оплачены) на момент начала его реализации или обращения с заявлением о выдаче гранта.
Кроме того, апелляционный суд верно указал, что в п. 11 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства оценка критерия подп. "а" указанного Порядка "вложение собственных средств в реализацию бизнес-проекта", если предполагалась в зависимости от оплаченной суммы расходов по отношению к запрашиваемому гранту, то есть как доля софинансирования, то документально подтвержденные предпринимателем расходы в сумме 166 848 рублей составляют более 50% от суммы испрашиваемого гранта 300 000 рублей, и могли быть оценены в соответствии с п. 11 указанного Порядка в 3 балла.
Спора о сумме баллов по двум остальным критериям: 3 балла - создание и сохранение новых рабочих мест (сохранение 1 места и создание 2 новых рабочих мест) и 3 балла - качество представленного бизнес-плана, между сторонами не имеется.
С учетом изложенного апелляционный суд обоснованно удовлетворил заявленные предпринимателем требования.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нём выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Ссылка Министерства на то, что документы, подтверждающие вложение собственных средств, не соответствуют установленным законом требованиям, была предметом рассмотрения судами и ей была дана надлежащая правовая оценка. При этом судом апелляционной инстанции верно отмечено, что действующим законодательством, в частности Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", специальных правил по заполнению товарных и кассовых чеков не предусмотрено, а использование перечисленного в обжалуемом судебном акте оборудования в предпринимательской деятельности по реализации представленного с заявкой бизнес-плана подтверждается актом обследования места реализации проекта бизнес-плана от 08.07.2013.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о необходимости наличия подтверждающих документов, составленных в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N БГ-3-04/430, не основаны на требованиях действующего законодательства, а потому не опровергают правильность выводов суда апелляционной инстанции, а направлены на переоценку положенных в его основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении данного дела необходимо учитывать положения ст. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой гражданин (в т.ч. индивидуальный предприниматель) отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Вместе с тем судом кассационной инстанции установлено следующее.
Исходя из предмета заявленных требований предприниматель оспаривает решение Министерства об отказе ему в предоставлении гранта по мотиву вложения собственных средств менее 15%. В мотивировочной части постановления суд апелляционной инстанции признал такое основание отказа неправомерным и, соответственно, незаконным оспариваемый ненормативный правовой акт. Таким образом, резолютивная часть судебного акта должна быть изложена в иной редакции, поскольку она изложена без учёта выводов мотивировочной части.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
Резолютивная часть судебного акта не содержит указаний на необходимость совершения каких-либо действий Министерством.
С учётом изложенного, в целях устранения противоречий резолютивной части мотивировочной, резолютивная часть подлежит изменению, путём дополнения её содержания указанием на необходимость устранения допущенных Министерством нарушений прав и законных интересов предпринимателя.
В этой части требования Министерства, изложенные им в кассационной жалобе, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А47-1328/2014 Арбитражного суда Оренбургской области изменить, дополнив абзацем следующего содержания.
Обязать Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав индивидуального предпринимателя Жангазина Жанияра Алдияровича, выразившиеся в отказе в выделении гранта на создание и развитие собственного бизнеса.
В остальной части постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А47-1328/2014 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.