Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программным методом

Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программным методом

 

В современном мире выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность выступает в качестве эффективного средства обеспечения экономического развития. Она способствует реализации товаров и услуг, вовлекая в оборот значительные материальные и финансовые ресурсы.

Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность непосредственно сказывается на темпах развития народно-хозяйственного комплекса столицы. В период становления рыночной экономики России именно выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность в Москве выступила одним из локомотивов формирования новых экономических отношений, значительно ускорив процесс становления рынка в стране.

Прямым следствием расширения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве стало создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в столице, усиление процессов интеграции экономики столицы в мировую экономическую систему.

Важность роли и значения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности для экономики столицы определяется и тем, что она сама является источником значительных поступлений финансовых средств в бюджет города Москвы, которые обеспечивают социально-экономическую жизнедеятельность столицы (в 2005 г. доля от выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в налоговых доходах бюджета составила 5%)*(1)

Правительство Москвы, отдавая должное значению выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в развитии экономики города, уделяет всевозрастающее внимание вопросам регулирования и координации ее развития.

Этапными событиями в этом плане стали принятие в 1999 году Концепции выставочной деятельности и схемы размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.09.99 N 870 "О Концепции выставочной деятельности и схеме размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в г. Москве", и ее успешная реализация, а также создание в марте 2004 года Комиссии по разработке городской целевой программы "Москва выставочная", направленной на дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве.

Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность занимает видное место в реальном секторе экономики города, и Правительство Москвы отводит ей значительную роль в приоритетах развития столицы, связывает с ней решение многих насущных задач, стоящих перед Москвой, включая и задачи по удвоению ВВП к 2010 году. Именно такой подход изложен в постановлении Правительства Москвы от 22 июня 2004 N 410-ПП "Об итогах выполнения постановления Правительства Москвы от 14.09.99 N 870 и мерах по дальнейшему развитию выставочно-ярмарочной деятельности в городе Москве".

В практике своей работы Правительство Москвы уделяет значительное внимание формированию механизмов взаимодействия с субъектами выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в том числе с участниками выставочно-ярмарочных мероприятий - товаропроизводителями.

Активно используются организационная, информационная, финансовая формы государственной поддержки.

Правительство Москвы ежегодно выделяет значительные средства на поддержку выставочно-ярмарочной деятельности московских предприятий и организаций, в первую очередь, в рамках комплексных программ промышленной деятельности в г. Москве. За последние шесть лет объем такой помощи увеличился в три раза и достиг в 2005 году 150 млн. руб.

В столице сформирована система координации выставочно-ярмарочной и конкрессной деятельности, включающая в себя государственные и общественные структуры - Московский городской координационный совет по выставочно-ярмарочной деятельности, Департамент науки и промышленной политики, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Организационно-методический центр Правительства города Москвы по выставочной деятельности, функции которого выполняет Московская торгово-промышленная палата, Гильдия выставочно-ярмарочных организаций Московской торгово-промышленной палаты; корпоративные объединения выставочников.

Распоряжением Правительства Москвы от 26 января 2004 года N 59-РП "О создании Комиссии по архитектурно-планировочному развитию, реконструкции и застройке Всероссийского выставочного центра" создана Комиссия по архитектурно-планировочному развитию, реконструкции и застройке ВВЦ и прилегающих территорий до 2010 года.

В столице сложилась развитая выставочно-ярмарочная индустрия. В городе проводится более половины всех российских выставочных мероприятий. В настоящее время на выставочном поле Москвы действуют несколько крупных ведущих выставочно-ярмарочных комплексов (ОАО "ГАО ВВЦ", ЗАО "Экспоцентр", ООО КВЦ "Сокольники", ОАО "Росстройэкспо"), а также ряд других выставочных площадок (ЦВЗ "Манеж", ОАО "Гостиный двор", ГУП МЦВДНТ "Москва", Спорткомплекс "Олимпийский", ЦДХ, ЦМТ, ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" и др.).

По состоянию на 1 июля 2006 года общий размер выставочных площадей, привлекаемых к проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, достигает в Москве 300 тыс. кв. м:

- ОАО "ГАО "Всероссийский выставочный центр" - 49 тыс. кв. м;

- ЗАО "Экспоцентр" - 135 тыс. кв. м;

- ООО КВЦ "Сокольники" - 33 тыс. кв. м;

- ОАО "Росстройэкспо" - 18 тыс. кв. м;

- другие площадки - 65 тыс. кв. м;

Итого: 300 тыс. кв. м.

Растущее влияние на выставочную деятельность в Москве оказывает динамично развивающийся МВЦ "Крокус Экспо", расположенный на границе Москвы и Московской области.

Размер выставочных площадей в Москве и Московской области с учетом МВЦ "Крокус Экспо" - (86 тыс. кв. м) составляет 386 тыс. кв. м.

Деятельность выставочных комплексов, работающих в ближайшем Подмосковье нельзя рассматривать как конкуренцию выставочным объектам, расположенным в центре Москвы. Все они решают общую задачу - ликвидацию дефицита площадей для выставочно-ярмарочной деятельности в Москве и Московской области. В этом взаимодействии городские объекты, в частности ВВЦ, имеют свои конкурентные преимущества, заключающиеся в наличии подъездных путей, удобном расположении на территории культурно-исторического комплекса ВВЦ, являющемся местом массового отдыха москвичей и гостей столицы, близости к крупнейшим гостиничным комплексам.

Однако динамичный рост экономики столицы, ее дальнейшая интеграция в мировое хозяйство ставят перед выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью новые задачи, обостряют нерешенные проблемы.

Анализ состояния материально-технической базы всех выставочных комплексов и площадок в черте города говорит о том, что ни один из них по своим размерам, техническому оснащению, инфраструктуре и функциональным возможностям не отвечает нормам, принятым в международной практике.

Не может также считаться оптимальным размещение выставочно-ярмарочных объектов на территории города, в т.ч. с учетом потребности административных округов. Только четыре из десяти административных округов столицы (ЦАО, ВАО, СЗАО, СВАО) располагают специализированными выставочными площадями на своих территориях.

Практика ведения выставочно-ярмарочной деятельности в городе показывает, что основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной деятельности, является значительный дефицит экспозиционных площадей. В настоящее время заявки потенциальных участников мероприятий на ведущих комплексах удовлетворяются лишь на 50 - 60%*(2).

Проведенная экспертиза потребности города Москвы и его экономики в выставочных площадях показала, что столице необходимо дополнительные выставочные площади порядка 250 - 300 тыс. кв. м и около 80 - 85 тыс. кв. м конгрессных площадей уже в ближайшие годы*(3). С учетом МВЦ "Крокус Экспо" общее количество площадей к 2015 году должно составить порядка 800 тыс. кв. м выставочных площадей и 110 тыс. кв. м конгрессных площадей.

По размерам выставочных площадей Москва отстает от таких городов, как: Париж - в 2,0 раза; Ганновер - в 1,5 раза; Франкфурт - в 1,5 раза.

Не отрегулированы многие правовые вопросы функционирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, отстает от потребностей сегодняшнего дня научно-методическое обеспечение работы выставочников.

Чрезвычайно актуальна для выставочно-ярмарочных объектов проблема обеспечения безопасности. Техногенная катастрофа или террористический акт на каком-либо выставочном комплексе крайне негативно скажутся на имидже Москвы как международного выставочного комплекса, ухудшит инвестиционный климат, сократят количество посетителей и участников выставок.

Стремительно развивающемуся выставочному рынку России присущ также значительный потенциал роста и развития конгрессного сегмента. Рынок конгрессных услуг России сегодня активно развивается: стабилизация экономической ситуации привела к резкому повышению делового интереса со стороны иностранных инвесторов и бизнесменов.

Москва является ведущим городом России по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В столице сосредоточено до 85% конгрессного бизнеса Российской Федерации.

Развитие деловых связей, в т.ч. международного характера, поиск партнеров по бизнесу, укрепление международных связей в деловой среде сдерживаются недостатком помещений для проведения крупномасштабных мероприятий делового характера. Крупные международные конгрессы с числом участников 5-6 тыс. и более требуют совершенно новой инфраструктуры конгрессных центров. В международной практике для проведения такого рода мероприятий строят специализированные центры (так называемые конвент-центры или конгресс-центры). Подобные центры, как правило, включают в себя многофункциональные залы различной вместимости (с возможностью их трансформации при помощи модульных перегородок), гостиничный комплекс, бизнес-центр с полным комплексом услуг, сеть общественного питания (кафе, рестораны, банкетно-фуршетные залы), объекты культурно-развлекательного и оздоровительного центра, автоцентр (паркинг, подземный гараж, автообслуживание) и другие необходимые объекты инфраструктуры.

Современный этап развития московского "рынка конгрессов" характеризуется недостаточным предложением конгрессных услуг вследствие отсутствия специализированных конгресс-центров большой вместимости. В городе имеется два специализированных конгресс-центра: Конгресс-центр Центра Международной Торговли (вместимостью до 1 тыс.чел.) и МИВЦ "Инфопространство" (до 0,8 тыс.чел.).

Универсальных залов для проведения конгрессных мероприятий - три: Государственный Кремлевский Дворец (до 6,0 тыс.чел.), Московский Дворец Молодежи (до 2,0 тыс.чел.) и Колонный зал дома Союзов (до 1,0 тыс.чел.).

Работу по проведению конгрессов и конференций ведут некоторые выставочные комплексы (ОАО "ГАО ВВЦ" - 700 мест, ЗАО "Экспоцентр" - 500 мест, ОАО "Гостиный двор" - 500 мест), но они ориентированы на выставочно-ярмарочные мероприятия.

Кроме того, для проведения конгрессных мероприятий используются гостиницы. Привлечение гостиниц для конгрессных мероприятий носит, в значительной мере, "вынужденный" характер ввиду отсутствия в Москве достойных для принятия конгрессов площадей.

На 01.07.2006 в Москве конгрессные объекты обеспечивают проведение мероприятий с числом участников до 7 800 человек:

- конгресс-центр ЦМТ и МИВЦ "Информпространство" - 1800 чел.;

- универсальные залы - 2800 чел.;

- выставочные комплексы - 1700 чел.;

- гостиницы - 1500 чел.

Итого: 7800 чел.

Таким образом, в Москве, в отличие от других городов мира, на сегодняшний день нет специализированной площадки для проведения крупных международных конгрессов (на 5 000 - 10 000 участников), включающей все необходимые для этой цели объекты (конгрессные залы различной вместимости: для большого пленарного заседания, для секционных заседаний, "круглых столов", презентаций; гостиничного комплекса, объектов общественного питания: кафе, ресторанов, банкетных залов для больших и малых приемов; автостоянок; удобных подъездных путей и т.п.).

В результате Москва не занимает подобающего ей места в иерархии мировой конгрессной инфраструктуры (42-е место из 53 в рейтинге UFI).

Необходимым условием решения задачи объективно служит строительство в Москве Международного выставочно-ярмарочного и когрессного центра и Дворца конгрессов мирового уровня.

Для развертывания конгрессной деятельности национального и международного уровня в городе Москве насущно необходимо наличие универсальных конгрессных объектов с адекватной инфраструктурой для оказания современного комплекса услуг.

Исходя из опыта конгрессной деятельности в зарубежных странах, конгрессные площади составляют от 7 до 20% общего количества выставочных площадей*(4). Это означает, что Москве к 2010 году необходимо около 85 тыс. кв. м, а к 2015 году, 110 тыс. кв. м конгрессных площадей.

Проблема развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в столице обладает всеми признаками, характеризующими ее как комплексную, требующую межотраслевой координации и применения программно-целевых методов управления. К этим признакам относятся:

- масштабность и многоаспектность проблемы развития выставочной отрасли;

- существенная сложность выставочно-ярмарочной деятельности как объекта регулирования и управления (специфика выставочной, ярмарочной, конгрессной деятельности как достаточно самостоятельных видов бизнеса);

- острота и настоятельность ее комплексного решения, очевидность влияния на социально-экономическое развитие города в целом;

- длительность сроков реформирования отрасли и создания современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг в столице;

- системный многоаспектный характер самого процесса регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;

- взаимосвязь экономических, политических аспектов в ходе осуществления выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;

- необходимость привлечения значительных инвестиционных ресурсов, как из бюджетных, так и внебюджетных источников для развития выставочно-ярмарочного комплекса экономики столицы;

- необходимость организации взаимодействия межведомственной координации, объединения усилий органов государственной власти, корпоративных объединений выставочного сообщества, иностранных партнеров;

- необходимость согласования разнонаправленных экономических интересов хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, инвесторов, населения Москвы.

Применение программно-целевых методов для развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве в период 2007 - 2009 гг., концентрация усилий Правительства Москвы и выставочного сообщества, направление в отрасль крупных инвестиций и бюджетных средств (около 22 млрд.руб.) обеспечат:

- создание не менее 3 тысяч новых рабочих мест на вновь создаваемых и модернизируемых объектах выставочной индустрии;

- увеличение экспозиционных площадей для выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности к 2009 году до 575 тыс. кв. м и существенное снижение на этой основе их дефицита;

- строительство и поэтапный ввод в эксплуатацию Международного выставочного комплекса площадью 188 тыс. кв. м на территории Всероссийского выставочного центра;

- развитие конгрессной индустрии, существенное снижение дефицита конгрессных площадей;

- увеличение числа участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в городе Москве в среднем на 10 - 15% ежегодно, в том числе за счет предприятий малого и среднего бизнеса города Москвы.

В случае неприменения программно-целевых методов решения проблемы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве, консервации существующего положения можно ожидать стагнации выставочного комплекса столицы, перемещения наиболее крупных и престижных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий на площадки в Московской области, окончательного перепрофилирования деятельности выставочно-ярмарочных комплексов.

Таким образом, очевидна предпочтительность программно-целевого решения проблемы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в г. Москве, в том числе осуществления крупных бюджетных инвестиций.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.