Екатеринбург |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А71-11183/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики (ИНН 1831138000, ОГРН 1091831006728; далее - административный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.11.2014 по делу N А71-11183/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Административный орган обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ППМ-Башкортостан" (ИНН 0260008065, ОГРН 1050202278565; далее - общество "ППМ-Башкортостан") к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 21.11.2014 (судья Калинин Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 (судьи Варакса Н.В., Васева Е.Е., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит обжалуемые судебные акты отменить, действия общества "ППМ-Башкортостан" переквалифицировать на ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, сылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, общество "ППМ-Башкортостан" лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов на территории Удмуртской Республики не имеет, следовательно, в действиях названного общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действие лицензии выданной органом одного субъекта Российской Федерации не распространяется на территории другого субъекта, в виду отсутствия полномочий в границах другого субъекта Российской Федерации.
Заявитель жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции, установив наличие в действиях общества "ППМ-Башкортостан" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 либо ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, переквалификацию действий заявителя не произвел.
Отзыва на кассационную жалобу обществом "ППМ-Башкортостан" не представлено.
Как следует из материалов дела, общество "ППМ-Башкортостан" осуществляет заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов на основании лицензии от 21.06.2012 N Б000357, выданной Министерством промышленности и инвестиционной политики Республики Башкортостан (от 21.06.2012 рег. N 207) с бессрочным сроком действия, в приложении к данной лицензии указаны адреса объектов осуществления лицензируемого вида деятельности: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Бижбулякская, 77; г. Дюртюли, ул. Ленина, 12/1; г. Нефтекамск, ул.Автозаводская, 1.
Административным органом установлено, что 08.09.2014 около 18 час. возле общества с ограниченной ответственностью "ОАГ" (далее - общество "ОАГ") напротив рынка "Садовод", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 7, сотрудниками полиции остановлены грузовые автомобили, перевозившие лом металлов. Согласно сопроводительным документам (транспортным, товарным накладным) лом металла вывезен обществом "ППМ-Башкортостан" с территории общества "ОАГ". Общество "ППМ-Башкортостан" заключило с обществом "ОАГ" и открытым акционерным обществом "Концерн "Калашников" договоры на покупку лома черных и цветных металлов, а с открытым акционерным обществом "Ижсталь" - на поставку лома металлов. Общество "ППМ-Башкортостан" лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов на территории Удмуртской Республики не имеет.
По данному факту УУП ОП-4 Управления МВД России по г. Ижевску вынесено определение 10.09.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования административным органом в отношении общества "ППМ-Башкортостан" составлен протокол от 22.09.2014 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества "ППМ-Башкортостан" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
На основании подп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов подлежат лицензированию.
Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 (далее - Положение).
В пункте 4 Положения определено, что "заготовка" - это приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации; "хранение" - содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации; "реализация" - отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
В соответствии с п. 8 Положения при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по новому адресу, а также выполнять не указанные в лицензии работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат в заявлении о переоформлении лицензии указывает новые адрес и вид работ, а также сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, установленным п. 5 названного Положения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия у общества "ППМ-Башкортостан" лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов от 21.06.2013 N Б000357, в связи с чем сделал вывод о том, что административным органом не доказано наличие в действиях общества "ППМ-Башкортостан" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции счел указанные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Из содержания ст. 3, 9, 13 и 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что право на осуществление соответствующего вида деятельности предоставляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) исключительно в отношении адресов, указанных в выданной лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Иное является нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением (грубым нарушением) условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена в ч. 3 или ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данная правовая позиция изложена, в частности, в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 09.10.2014 по делу N 310-АД14-54, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 17013/10.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, обоснованно руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указал, что поскольку решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности в связи с недоказанностью административным органом состава административного правонарушения, и на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, оснований для изменения мотивировочной части решения суда первой инстанции и признания доказанным наличия в действиях общества "ППМ-Башкортостан" состава административного правонарушения, не имеется.
При этом судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено ненадлежащее извещение названного общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, допущенное административным органом нарушение признано судебными инстанциями существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку они являлись предметом рассмотрения в ходе судебного разбирательства, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судом, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.11.2014 по делу N А71-11183/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.