Екатеринбург |
|
03 июля 2013 г. |
Дело N А07-13512/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Татариновой И.А., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (ИНН 0278107564; далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 по делу N А07-13512/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Иванов И.Н. (доверенность от 09.01.2013 N 1);
Башкортостанской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (ИНН 0274071518; далее - таможня, таможенный орган) - Кравцева О.В. (доверенность от 10.01.2013 N 01-07/203).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (уточнив заявленные требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными бездействия таможни, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о подтверждении заявленного обществом кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) товара "втулка медная литая, не подвергнутая дальнейшей обработке, заготовка-отливка для производства продукции машиностроения" ТУ 1733-00175814714-2009 по таможенной декларации N 10401060/171111/0007840, либо решения о классификации товара, а также об обязании таможни принять решение в установленный судом срок.
Решением суда от 31.01.2013 (судья Сакаева Л.А.) в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 (судьи Арямов А.А., Малышев М.Б., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и выражая несогласие с оценкой судами доказательств по делу. По мнению заявителя жалобы, вывод судов о том, что таможней обоснованно принято решение о подтверждении заявленного декларантом кода ТН ВЭД товара в момент его выпуска путем проставления записи "Проверено 24.11.2011" в графе "Е/J" ТД N 10401060/171111/0007840 комплекта ТДЗ является неверным. При выпуске товара таможенный орган был вправе вынести решение о подтверждении заявленного декларантом кода ТН ВЭД товара либо назначить дополнительную проверку и отсрочить вынесение решения в отношении кода ТН ВЭД товара до окончания данной дополнительной проверки, не было оснований для назначения одновременной дополнительной проверки и вынесения решения о подтверждении заявленного декларантом кода ТН ВЭД товара, действующим законодательством Российской Федерации право таможенного органа на совершение подобных действий не предусмотрено. Заявитель жалобы полагает, что бездействие таможни по непринятию в установленные сроки решения в отношении кода ТН ВЭД товара по ТД N 10401060/171111/0007840 повлекло нарушение прав общества на своевременное решение вопросов о сумме таможенных платежей, внесенных в обеспечение выпуска спорного товара, и о возврате образца товара, отобранного для проведения таможенной экспертизы.
В представленном отзыве таможенный орган возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты обоснованными, и указывает, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нормы права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Судами установлено, что между обществом (продавец) и "BERGMILE UNITED LLP" (покупатель) заключён контракт от 09.10.2011 N 02-ALJ/BERG-2011 на поставку товара - втулки медные литые, необработанные на условиях ФСА-Уфа (согласно Инкотермс 2000).
При декларировании поставляемого в соответствии с условиями указанного контракта товара "втулка медная литая, не подвергнутая дальнейшей обработке, заготовка-отливка для производства продукции машиностроения" ТУ 1733-00175814714-2009, по таможенной декларации N 10401060/171111/0007840 обществом заявлен код ТН ВЭД N7419910000.
Решением таможни от 18.11.2011 N 10401060/181111/ДВ/0103 назначена идентификационная таможенная экспертиза товара, для производства которой таможней отобран один образец товара стоимостью 15 489 руб. 32 коп.
Таможней выставлено требование о предоставлении денежного обеспечения уплаты таможенных платежей в сумме 359 352 руб. 19 коп., обществом указанная сумма уплачена.
Региональным филиалом ЦЭКТУ 12.12.2011 подготовлено заключение таможенного эксперта N 1 -1212/11, подтвердившее соответствие товара по таможенной декларации N 10401060/171111/0007840 заявленным обществом сведениям.
Письмом от 05.04.2012 N 15-23/5167 таможня известила общество о прекращении обязательства, обеспеченного залогом.
Письмом от 02.05.2012 общество указало таможне на отсутствие решения о подтверждении кода ТН ВЭД указанного товара либо о классификации товара и предложило в срок до 05.05.2012 уведомить его о принятом решении; письмом от 14.05.2012 N 17-22/7616 таможня разъяснила порядок проверки правильности классификации товара, указав, что в силу п. 28 Инструкции N 500 у таможни имеется лишь обязанность информировать декларанта о принятом решении о классификации товара, в связи с чем в случае принятия такого решения обществу будет направлено соответствующее уведомление. Также в письме содержится информация о направлении образцов товара в таможенный орган, назначивший экспертизу.
Письмом от 05.06.2012 N 14-Т общество запросило у таможенного поста информацию о сроках возврата отобранного образца товара.
В ответ на указанное обращение письмом от 20.06.2012 N 49-24/0756 таможня указала, что поскольку решение о классификации товара или решение о подтверждении заявленного в декларации кода ТН ВЭД не приняты, образец товара не может быть возвращен до завершения дополнительной проверки по классификации товаров.
Ссылаясь на допущенное таможенным органом бездействие, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о подтверждении заявленного обществом кода ТН ВЭД товара по таможенной декларации N 10401060/171111/0007840, либо решения о классификации товара, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды пришли к выводу об отсутствии противоправного бездействия таможни и нарушений прав и законных интересов общества, вследствие чего отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
В соответствии со ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено этим Кодексом.
Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено этим Кодексом Таможенного кодекса).
Согласно положениям ст. 52 Таможенного кодекса товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Статьей 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и этим Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ч. 1). При принятии таможенным органом решения по классификации товаров до их выпуска такое решение доводится до сведения декларанта (ч. 6). При обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения (ч. 9). Если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные ст. 196 Таможенного кодекса для выпуска товаров, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В указанном случае выпуск товаров производится таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (ч. 10). При принятии таможенным органом решения по классификации товара после выпуска товаров такое решение направляется декларанту в течение пяти рабочих дней после его принятия (ч. 12).
Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по контролю за правильностью определения классификационного кода при декларировании товаров и после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, а также порядок принятия решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности регламентированы Инструкцией, утверждённой приказом Федеральной таможенной службы от 17.03.2010 N 500 (далее - Инструкция N 500).
Пунктами 6 - 15 Главы II Инструкции N 500 регламентированы действия таможенных органов при осуществлении контроля правильности определения классификационного кода при таможенном оформлении товаров.
Согласно п. 9 - 11, 13, 14 Инструкции N 500, если по результатам документального контроля уполномоченное должностное лицо таможенного поста подтверждает классификационный код ТН ВЭД, заявленный декларантом в графе 33 ГТД, то в нижнем подразделе графы "E" комплекта ТД1 или "E/J" комплекта ТД3 вносится запись согласно п. 44 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 1356 (в соответствии с которым, после завершения проведения операций документального контроля уполномоченное должностное лицо на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра бланка формы ТД1) проставляет отметку "Проверено", которую заверяет подписью с указанием своих фамилии и инициалов, времени и даты окончания проверки). При выявлении нарушения правил классификации товаров при их декларировании уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает решение о классификации товара, оформленное согласно форме. Если обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленный при декларировании код ТН ВЭД может быть недостоверным, либо заявленные сведения о товаре не подтверждены должным образом, уполномоченное должностное лицо таможенного поста проводит дополнительную проверку заявленных сведений. При проведении дополнительной проверки заявленных сведений уполномоченное должностное лицо таможенного поста может запросить документы и сведения, необходимые для определения классификационного кода ТН ВЭД, а также назначить экспертизу товаров. Запрос дополнительных документов и сведений, их проверка, направление проб и образцов товара и проведение экспертизы товара не препятствуют выпуску товара, в том числе с обеспечением уплаты таможенных платежей. При этом в нижнем подразделе графы "E" комплекта ТД1 или "E/J" комплекта ТД3 под номером, соответствующим операции документального контроля "Контроль правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД", порядок определения которого приведен в пункте 44 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 1356, проставляется запись "Дополнительная проверка (товар N__)", которая заверяется подписью с указанием фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица таможенного поста, а также времени и даты через разделительный знак "/" (после завершения проверки) запись "Проверено (товар N__)" (в случае подтверждения заявленного кода ТН ВЭД) или "Корректировка кода (товар N__)" (в случае принятия решения о классификации товара). Запись заверяется подписью с указанием фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица таможенного поста, а также даты. В случае принятия решения о классификации товара в графу "C" ГТД, в нижний подраздел графы "E" комплекта ТД1 или "E/J" комплекта ТД3 и в соответствующие им поля электронной копии ГТД уполномоченным должностным лицом таможенного поста вносятся записи в соответствии с п. 10 этой Инструкции. Уполномоченное должностное лицо таможенного поста по результатам экспертизы принимает решение о подтверждении кода ТН ВЭД либо решение о классификации товара. Если на основании результатов экспертизы невозможно принять однозначное решение о классификации товара, копия ГТД с комплектом документов и копией заключения эксперта направляются в отдел таможни для принятия решения о классификации товара. Отдел таможни принимает решение о подтверждении заявленного в ГТД кода ТН ВЭД либо принимает решение о классификации товара, оформленное согласно форме, приведенной в приложении N 2 к этой Инструкции. Срок принятия решения не должен превышать 30 дней со дня получения отделом таможни документов.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является бездействие таможни, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о подтверждении заявленного обществом кода ТН ВЭД товара по ДТ N 10401060/171111/0007840, либо решения о классификации товара.
Судами правильно установлено, что в рассматриваемом случае деятельность таможенных органов по контролю правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД после выпуска товаров регулируется применительно к установленным по делу обстоятельствам положениями главы IV Инструкции N 500.
В соответствии с этими нормами, таможенный пост не отнесен к органам таможни, наделенным соответствующими полномочиями. Таможенный орган в лице таможенного поста вправе до выпуска товара при его декларировании подтвердить заявленный декларантом классификационный код ТН ВЭД товара, либо провести дополнительную проверку (о чём в декларации делается соответствующая отметка) завершающуюся либо принятием решения о классификации товара (в этом случае в нижнем подразделе графы "E" комплекта ТД1 или "E/J" комплекта ТД3 проставляется запись "Корректировка кода (товар N__)"), либо подтверждением заявленного декларантом кода товара (в этом случае в нижнем подразделе графы "E" комплекта ТД1 или "E/J" комплекта ТД3 проставляется запись "Проверено (товар N__)"). В свою очередь вышестоящий таможенный орган (в рассматриваемой ситуации Башкортостанская таможня) вправе принять решение о классификации товара после выпуска товара по итогам проведения в установленном порядке проверки. В случае принятия таможенным постом либо вышестоящим таможенным органом решения о классификации товара, нормативно установлена обязанность таможни довести принятое решение до сведения декларанта в определенный срок (ч. 12 ст. 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Обязанность доведения таможней до сведения декларанта решения о подтверждении заявленного им при декларировании кода ТН ВЭД товара не установлена.
Судами учтено, что информация об указанном порядке проверки правильности идентификации товара доведена таможней до сведения общества письмом от 14.05.2012 N 17-22/7616. В момент таможенного оформления товара в порядке проведения дополнительной проверки (что подтверждается докладной запиской от 17.11.2011) затребованы дополнительные сведения, отобраны образцы товара общества и назначена идентификационная экспертиза. В связи с внесением обществом обеспечения, Уфимским таможенным постом 24.11.2011 осуществлен выпуск задекларированного товара, о чем в декларации учинена соответствующая запись. При этом в графе "E/J" комплекта ТД3 проставлена запись "Проверено", свидетельствующая о подтверждении таможней заявленного декларантом кода товара.
Судами установлено, что в порядке таможенного контроля (срок которого в силу ст. 99 Таможенного кодекса составляет три года со дня окончания нахождения товара под таможенным контролем) Башкортостанской таможней в пределах своей компетенции на основании полученных из Уфимского таможенного поста материалов (включая поступившее заключение эксперта от 12.12.2011) проведена проверка правильности идентификации этого товара в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", по итогам проверки правильность классификации товара декларантом вновь подтверждена, в связи с чем решение о классификации таможней не принималось.
Фактически таможенным органом подтверждён код ТН ВЭД товара по ДТ N 10401060/171111/0007840, заявленной обществом, а спорные мероприятия проведены таможней после выпуска товаров в порядке проведения дополнительной проверки, по результатам которой факта нарушения декларантом ТН ВЭД не выявлено.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае обязанность по принятию в виде отдельного документа и направлению декларанту решения о подтверждении заявленного им кода ТН ВЭД товара, либо по направлению декларанту уведомления о принятии такого решения нормативно не установлена, принимая во внимание, что со стороны таможни отсутствует противоправное бездействие, суды правомерно указали на отсутствие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о нарушении таможенным органом требований закона и нарушении прав общества.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы общества о противоправности действий таможни по несвоевременному возврату залоговой суммы и отобранного образца товара, повлекшие, по мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов в экономической деятельности, как самостоятельный предмет требований не могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции, поскольку в рассматриваемом деле заявлен иной предмет иска, изменение которого возможно только на стадии рассмотрения дела судом первой инстанции (ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 по делу N А07-13512/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с этими нормами, таможенный пост не отнесен к органам таможни, наделенным соответствующими полномочиями. Таможенный орган в лице таможенного поста вправе до выпуска товара при его декларировании подтвердить заявленный декларантом классификационный код ТН ВЭД товара, либо провести дополнительную проверку (о чём в декларации делается соответствующая отметка) завершающуюся либо принятием решения о классификации товара (в этом случае в нижнем подразделе графы "E" комплекта ТД1 или "E/J" комплекта ТД3 проставляется запись "Корректировка кода (товар N__)"), либо подтверждением заявленного декларантом кода товара (в этом случае в нижнем подразделе графы "E" комплекта ТД1 или "E/J" комплекта ТД3 проставляется запись "Проверено (товар N__)"). В свою очередь вышестоящий таможенный орган (в рассматриваемой ситуации Башкортостанская таможня) вправе принять решение о классификации товара после выпуска товара по итогам проведения в установленном порядке проверки. В случае принятия таможенным постом либо вышестоящим таможенным органом решения о классификации товара, нормативно установлена обязанность таможни довести принятое решение до сведения декларанта в определенный срок (ч. 12 ст. 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Обязанность доведения таможней до сведения декларанта решения о подтверждении заявленного им при декларировании кода ТН ВЭД товара не установлена.
...
Судами установлено, что в порядке таможенного контроля (срок которого в силу ст. 99 Таможенного кодекса составляет три года со дня окончания нахождения товара под таможенным контролем) Башкортостанской таможней в пределах своей компетенции на основании полученных из Уфимского таможенного поста материалов (включая поступившее заключение эксперта от 12.12.2011) проведена проверка правильности идентификации этого товара в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", по итогам проверки правильность классификации товара декларантом вновь подтверждена, в связи с чем решение о классификации таможней не принималось."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июля 2013 г. N Ф09-5732/13 по делу N А07-13512/2012
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13796/13
03.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5732/13
18.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2024/13
31.01.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-13512/12