Екатеринбург |
|
04 июля 2013 г. |
Дело N А60-50593/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Кангина А.В., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6671151256, ОГРН 1046603999420; далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2013 по делу N А60-50593/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Леванов А.Г. (доверенность от 01.11.2012);
Административной комиссии Железнодорожного района г. Екатеринбурга (далее - административный орган, комиссия) - Ординарцев Д.В. (доверенность от 26.06.2013 N 6).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комиссии от 30.11.2012 N 121101873 о применении административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 200 000 руб.
Решением суда от 27.02.2013 (судья Хомякова С.А.) заявленные требования общества удовлетворены частично, оспариваемое постановление от 30.11.2012 N 121101873 изменено в части назначения наказания, административный штраф снижен до 100 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 (судьи Ясикова Е.Ю, Риб Л.Х., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов о доказанности факта наличия в действиях общества состава вменённого административного правонарушения фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, общество указывает на допущенные административным органом существенные нарушения установленного порядка привлечения к административной ответственности.
Комиссия представила отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает на правильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов судов обеих инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ
"Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий населенных пунктов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч
до двухсот тысяч рублей.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил организация работ по благоустройству территории муниципального образования "город Екатеринбург" обеспечивается собственниками и (или) уполномоченными ими лицами, являющимися владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, если иное не установлено законодательством.
В этих целях и в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения управляющими организациями обустраиваются специальные места (площадки) для накопления
(временного складирования) отходов в целях их дальнейшего сбора, обезвреживания, транспортирования, размещения специализированными организациями.
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (п. 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64).
Согласно п. 6 Правил собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить: содержание объектов внешнего благоустройства, своевременное проведение их ремонта; устройство и содержание контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски; сбор, в том числе раздельный, временное складирование на контейнерных площадках вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина, реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование, электротехническое и электронное оборудование, электрические батарейки, ртутные термометры, энергосберегающие лампы, продукты сельского хозяйства и иные виды вторичных материальных ресурсов); вывоз бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, вторичных материальных ресурсов и других загрязнителей, а также вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора.
Согласно подп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких
бытовых отходов. Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
В соответствии с п. 4 Правил, действующих на территории муниципального образования, к крупногабаритному мусору относятся отходы потребления и хозяйственной деятельности, утратившие свои потребительские
свойства, по размеру и характеру не помещающиеся в контейнер, собираемые в
бункеры-накопители или размещаемые на специально отведенных площадках;
содержанием территории является комплекс мероприятий, проводимых на отведенной и прилегающей территориях, связанный с поддержанием чистоты и порядка на земельном участке.
В силу п. 41 Правил контейнерные площадки должны содержаться в соответствии с санитарными нормами и правилами. Вывоз мусора с контейнерных площадок осуществляется в летний период ежедневно, в зимний
- не реже одного раза в три дня. Уборка контейнерных площадок производится
ежедневно. Ответственность за содержание контейнерной площадки, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора несут лица, владеющие земельным участком, на котором расположена контейнерная площадка.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции установлено, что муниципальным бюджетным учреждением "Инспекция ООС" 19.10.2012 проведено обследование экологического состояния контейнерной площадки и прилегающей к ней территории по адресу: ул. Кунарская, д. 31 в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга, о чем составлен акт обследования и фотоматериалы.
В ходе обследования установлено, что на оборудованной контейнерной площадке установлены 3 контейнера, объёмом 0,75 м каждый. Отдел для складирования крупногабаритного мусора с трехсторонним ограждением не обустроен. На территории, прилегающей к контейнерной площадке, располагается несанкционированная свалка отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, изделия из натуральной древесины,
потерявшие свои потребительские свойства.
В ходе производства по делу об административном правонарушении административной комиссией установлено, что лицом, ответственным за обустройство мест (площадок) для сбора отходов, сбор и вывоз отходов с контейнерной площадки и содержание прилегающей территории многоквартирного жилого дома N 31 по ул. Кунарская, является общество.
По результатам проведения обследования комиссией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 21.11.2012 N 444.
Постановлением административного органа от 30.11.2012 N 121101873 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", за нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом правил благоустройства территории населенного пункта с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 200 000 руб.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении настоящего дела суды пришли к выводам о том, что факт совершения обществом вмененного административного правонарушения, вина общества в совершении вмененного административного правонарушения административным органом установлены и полностью подтверждены материалами дела.
Руководствуясь ст. 2.1 Кодекса, суды обеих инстанций обоснованно указали на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о доказанности факта наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
При этом при проверке соблюдения процедуры административного производства судами выявлены следующие обстоятельства.
Оспариваемое постановление от 30.11.2012 N 121101873 подписано А.В.Курочкиным.
При этом, как следует из пояснений общества и комиссии, Курочкин А.В. в заседании комиссии при рассмотрении протокола об административном правонарушении в отношении общества не участвовал, фактически на заседании комиссии председательствовал член комиссии Христолюбов А.Н. Однако сведения о данном факте в оспариваемом постановлении отсутствуют.
Суды заключили, что допущенная при написании оспариваемого постановления техническая ошибка не повлияла на выводы комиссии, изложенные в постановлении, вследствие чего пришли к выводам об отсутствии существенных нарушений установленного порядка привлечения к административной ответственности.
Однако судами не учтено следующее.
Положение об административных комиссиях муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Положение) утверждено постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 16.11.2011 N 4812 на основании постановления Правительства Свердловской области от 24.08.2011 N 1128-ПП "Об административных комиссиях".
В силу п. 23 Положения административная комиссия рассматривает дело об административном правонарушении, если на её заседании присутствует не менее половины от общего числа членов административной комиссии; в случае отсутствия на заседании председателя административной комиссии обязанности председателя административной комиссии исполняет заместитель председателя административной комиссии; в случае одновременного отсутствия председателя административной комиссии и его заместителя на заседании административной комиссии обязанности председателя административной комиссии исполняет по поручению председателя административной комиссии один из членов административной комиссии.
Согласно подп. 7 п. 17 Положения председатель административной комиссии подписывает протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 29.8 Кодекса в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом указываются наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление.
Постановление по делу об административном правонарушении в силу ч. 5 ст. 29.10 Кодекса подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа, вынесшего постановление.
Подписание постановления не тем лицом, которое вынесло постановление, фактически означает его неподписание уполномоченным лицом.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для признания оспариваемого постановления соответствующим закону, суд кассационной полагает, что выводы судов об отсутствии существенных нарушений установленного порядка привлечения общества к административной ответственности основаны на неправильном применении норм материального права.
Исходя из изложенного, суд кассационной полагает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, заявленные требования общества подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление комиссии от 30.11.2012 N 121101873 следует признать незаконным.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2013 по делу N А60-50593/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по тому же делу отменить.
Заявленные требования закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Железнодорожного района города Екатеринбурга от 30.11.2012 по делу об административном правонарушении N 121101873.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (п. 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64).
...
Согласно подп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких"
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2013 г. N Ф09-6303/13 по делу N А60-50593/2012