Екатеринбург |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А60-44907/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Кангина А.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее - фонд, учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2013 по делу N А60-44907/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс" (далее - общество, заявитель) - Лежнин И.В. (доверенность от 26.09.2011 серия 66 АА N 0715562).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 03.10.2012 N 075/038/1311-2012 о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 2167 руб. 10 коп., начислены пени в размере 1181 руб. 24 коп. (870 руб. 22 коп. - на страховую часть трудовой пенсии и 117 руб. 35 коп. на накопительную часть трудовой пенсии), страховые взносы на обязательное медицинское страхование в общей сумме 193 руб. 04 коп. (117 руб. 35 коп. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 75 руб. 90 коп. в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования), а также предложено уплатить недоимку в размере 10 835 руб. 53 коп. (на страховую часть - 7912 руб. 44 коп., на накопительную часть - 1146 руб. 21 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1080 руб. 07 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 696 рублей 82 копеек).
Решением суда от 18.01.2013 (судья Колосова Л.В.) заявленные требования частично удовлетворены: суд признал недействительным решение учреждения от 03.10.2012 N 075/038/1311-2012 в части вывода о занижении налоговой базы для начисления страховых взносов на сумму 22 392 руб. 31 коп. (по виду начисления "Дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами") и доначислении и предложении уплатить соответствующую сумму недоимки, пеней, штрафа несоответствующим действующему законодательству. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении требований в части страховых взносов на суммы выплат сотрудникам за период прохождения военных сборов, суд первой инстанции указал на то, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются, в связи с чем фонд обоснованно начислил спорные суммы платежей по данному основанию.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 (судьи Полевщикова С.Н., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда частично изменено. Признано недействительным решение учреждения от 03.10.2012 N 075/038/1311-2012 в части, касающейся начисления страховых взносов на выплаты, произведенные работникам за период прохождения ими военных сборов и за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, пеней, штрафа, как несоответствующее действующему законодательству. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Частично изменяя решение суда, апелляционный суд сослался на то, что выплаты, сохраняемые на время прохождения военных сборов, являются предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации компенсацией, в связи с чем они не включаются в базу для исчисления страховых взносов.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным оспариваемого решения в части вывода о занижении налоговой базы для начисления страховых взносов на сумму 22 392 руб. 31 коп. (по виду начисления "Дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами") и доначислении и предложении уплатить соответствующую сумму недоимки, пеней, штрафа как несоответствующее действующему законодательству. По мнению учреждения, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации производится в рамках трудовых отношений и независимо от источников финансирования такой выплаты подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Учреждение также просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части признания недействительным оспариваемого решения по начислению страховых взносов на выплаты, произведенные работникам за период прохождения ими военных сборов и за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, пеней, штрафа как несоответствующего действующему законодательству. Фонд ссылается на то, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами.
Изучив доводы учреждения, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Из материалов дела следует, что общество не включало в базу для начисления страховых взносов суммы выплат одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, осуществляемые в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство послужило основанием для доначисления заявителю недоимки, соответствующих пеней и штрафов.
Суд кассационной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что доначисление названных сумм является необоснованным.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, выплаты одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Согласно положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" также предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как указано выше, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом имеет характер государственной поддержки и не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно признал недействительным решение в части вывода о занижении базы для исчисления страховых взносов в сумме 22 392 руб. 31 коп. и соответствующем доначислении и предложении заявителю уплатить недоимку, пени и штраф.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено, что выплаты, сохраняемые на время прохождения военных сборов, являются предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации компенсацией, в связи с чем они не включаются в базу для исчисления страховых взносов.
На основании ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов - работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно п. 3 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не указан.
Исходя из совокупного толкования перечисленных правовых норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
Страхователь обязан включать в базу для начисления страховых взносов расходы по выплате среднего заработка сохраняемого на время нахождения работающего гражданина на военных сборах.
При таких обстоятельствах выводы апелляционного суда основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права.
Относительно иных эпизодов суд кассационной инстанции законность и обоснованность принятых судебных актов не проверяет ввиду их необжалования (ч.1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу N А60-44907/2012 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2013 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По законодательству граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы.
При этом за такими лицами сохраняется место постоянной работы и им выплачивается средний заработок.
Относительно обложения таких выплат взносами на обязательное соцстрахование суд округа разъяснил следующее.
Исходя из законодательства, в отношении граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими гособязанностей (прохождения военных сборов), работодатель должен выплачивать зарплату с соответствующими отчислениями.
В силу Закона о воинской обязанности и военной службе компенсация расходов, понесенных работодателем, - расходное обязательство Российской Федерации.
Правилами компенсации таких расходов предусмотрено, что они возмещаются из средств федерального бюджета.
В соответствии с Законом о страховых взносах объектом их обложения для плательщиков, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физлиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физлицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен законом.
Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в таком перечне не указан.
Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
Следовательно, страхователь обязан включать в базу для начисления взносов расходы по выплате среднего заработка, сохраняемого на время нахождения сотрудника на военных сборах.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июля 2013 г. N Ф09-6820/13 по делу N А60-44907/2012
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6820/13
11.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6820/13
02.04.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2648/13
18.01.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-44907/12
17.01.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-44907/12