Екатеринбург |
|
29 июля 2013 г. |
Дело N А07-18309/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан (ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202; далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-18309/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан (ИНН 0266025821, ОГРН 1050203409497; далее - администрация) - Зубаиров Д.Я. (доверенность от 27.09.2012 N 02-Г-600);
Некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" (далее - некоммерческая организация) - Нусратуллина Л.К. (доверенность 23.04.2013 N 73).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решения управления от 14.09.2012 о нарушении антимонопольного законодательства по делу N А272/15-12 и предписания управления от 14.09.2012 N 116 об устранении нарушений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Республики Башкортостан, некоммерческая организация.
Решением суда от 26.12.2012 (судья Галимова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, федеральным законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков для целей жилищного строительства без проведения торгов, кроме случаев, установленных подп. 5. и 5.1 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30, п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Также ссылаясь на ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", антимонопольный орган полагает, что предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Кроме того, по мнению управления, вывод судов о том, что деятельность некоммерческой организации не является коммерческой, является ошибочным, поскольку Уставом организации и нормами действующего законодательства указанная деятельность допускает извлечение прибыли. Заявитель кассационной жалобы считает, что действия администрации были обоснованно квалифицированы управлением как нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ), выразившееся в незаконном предоставлении организации возможности приобретения земельного участка для жилищного строительства, без проведения процедур публичных торгов, что является необоснованным предоставлением льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту и приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Некоммерческая организация, администрация и Правительство Республики Башкортостан представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу условий абз. 1 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 ч. 3 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (здесь и далее - в редакции Закона Республики Башкортостан от 21.03.2011 N 378-з) установлено, что Правительство Республики Башкортостан устанавливает порядок бесплатного предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, земельных участков в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в ч. 1.1 и 2 названной статьи (ч. 1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Земельные участки предоставляются бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях (ч. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21.06.2011 N 736-р утвержден план мероприятий по организации строительства социального жилья в Республике Башкортостан, которым в частности утвержден сводный перечень земель для комплексного освоения и строительства социального жилья в Республике Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, органам местной исполнительной власти рекомендовано обеспечить предоставление участков из перечня земель для строительства социального жилья.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254 утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254), которым в частности, органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять аналогичный порядок на местах.
Согласно пункту 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, настоящий Порядок разработан в целях установления условий и процедур предоставления земельных участков в собственность бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан (далее - социально ориентированные организации), в целях строительства социального жилья в Республике Башкортостан и реализации гражданами их конституционного права на жилище.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что во исполнение Решения Совета городского округа г. Салават Республики Башкортостан от 14.12.2011 N 2-52/606, ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 3, 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, на основании заявлений некоммерческой организации администрацией приняты постановления от 11.03.2012 N 547-п, от 11.05.2012 N 1078-п о предоставлении некоммерческой организации в собственность бесплатно и без проведения торгов земельных участков соответственно - с кадастровым номером 02:59:070110:177 площадью 2343 кв.м, по адресу: г. Салават, ул. Строителей, 26 и с кадастровым номером 02:59:070110:178 площадью 1682 кв.м по адресу: г. Салават, ул. Строителей, 24, для строительства многоквартирных жилых домов с инженерной инфраструктурой.
Установив факт принятия администрацией указанных постановлений в ходе проверки исполнения требований антимонопольного законодательства, управление возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства N А-272/15-12.
Решением управления от 14.09.2012 действия администрации, выразившиеся в принятии постановлений от 11.03.2012 N 547-п, от 11.05.2012 N 1078-п, которыми некоммерческой организации предоставлены в собственность бесплатно и без проведения торгов земельные участки, признаны нарушившими требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Также антимонопольным органом 14.09.2012 выдано предписание N 116, которым администрации предписывалось прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ путем отмены постановлений администрации от 11.03.2012 N 547-п, от 11.05.2012 и о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган в срок до 17.10.2012.
Суды выявили, что в целях организации массового строительства социального жилья и эффективного решения жилищных вопросов населения Республики Башкортостан, Указом Президента Республики Башкортостан от 21.01.2011 N УП-9 создана некоммерческая организация "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан", учредителем которой является государственное унитарное предприятие "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан".
С учетом изложенного, поскольку в данной ситуации некоммерческая организация создана для достижения определенных социальных целей и не преследует своей главной единственной целью извлечение прибыли, то судами инстанции правильно сделан вывод о том, что отсутствуют условия, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, так как предоставление земельных участков социально ориентированным организациям носит заявительный характер (раздел 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254) и, следовательно, не создает преимуществ одной социально ориентированной организации по отношению к другой, а равно, не приводит и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме того, постановления администрации от 11.03.2012 N 547-п, от 11.05.2012 N 1078-п приняты во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, которое в установленном законом порядке недействующим не признано.
Таким образом, действия администрации были совершены в рамках действующего законодательства.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные требования.
Ссылки антимонопольного органа на нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" судом кассационной инстанции не принимаются, как не имеющие отношения к рассматриваемому спору. Вопросы организации строительства не были предметом исследования антимонопольного органа в ходе рассмотрения дела о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ и не имеют значения при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-18309/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды выявили, что в целях организации массового строительства социального жилья и эффективного решения жилищных вопросов населения Республики Башкортостан, Указом Президента Республики Башкортостан от 21.01.2011 N УП-9 создана некоммерческая организация "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан", учредителем которой является государственное унитарное предприятие "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан".
С учетом изложенного, поскольку в данной ситуации некоммерческая организация создана для достижения определенных социальных целей и не преследует своей главной единственной целью извлечение прибыли, то судами инстанции правильно сделан вывод о том, что отсутствуют условия, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, так как предоставление земельных участков социально ориентированным организациям носит заявительный характер (раздел 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254) и, следовательно, не создает преимуществ одной социально ориентированной организации по отношению к другой, а равно, не приводит и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
...
Ссылки антимонопольного органа на нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" судом кассационной инстанции не принимаются, как не имеющие отношения к рассматриваемому спору. Вопросы организации строительства не были предметом исследования антимонопольного органа в ходе рассмотрения дела о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ и не имеют значения при рассмотрении настоящего спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 июля 2013 г. N Ф09-7101/13 по делу N А07-18309/2012