Екатеринбург |
|
01 августа 2013 г. |
Дело N А60-52200/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кангина А.В., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (далее - Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2013 по делу N А60-52200/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Общества - Аралкин С.А. (доверенность от 13.11.2012 N 9/555-ДОВ).
Представитель Общества в судебном заседании заявил об отводе председательствующему судье - Черкезову Е.О. Названное заявление рассмотрено. Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.07.2013 заявление об отводе председательствующего судьи Черкезова Е.О. оставлено без удовлетворения.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим с момента принятия решения Думы городского округа Заречный Свердловской области от 13.12.2007 N 176-Р "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса городского округа Заречный" в редакции от 28.02.2008 (далее - решение Думы от 13.12.2007 N 176-Р) в части установления тарифов на 2008 год на оказание обществом с ограниченной ответственностью "ВиК" (далее - общество "ВиК") услуг по водоотведению.
Решением суда первой инстанции от 23.04.2013 (судьи Ремезова Н.И., Хачев И.В., Мартемьянов В.Б.) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, применение закона, не подлежащего применению.
При этом заявитель указывает, что общество "ВиК" не обладает специальным статусом организации коммунального комплекса. В связи с этим, по мнению Общества, тарифы для общества "ВиК" на оказание услуг питьевого водоснабжения и водоотведения, установлены решением Думы от 13.12.2007 N 176-Р с нарушением Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Кроме того, заявитель ссылается на решение по делу N А60-27302/2010, полагая, что данный судебный акт в порядке п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, решением Думы от 13.12.2007 N 176-Р (в редакции от 28.02.2008 г.) организациям коммунального комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Заречный, были утверждены индивидуальные тарифы на 2008 год.
Согласно п. 3 названного решения для общества "ВиК" тариф на полный комплекс услуги водоотведения утвержден в размере 10,32 руб/куб.м.
Общество полагая, что решение Думы от 13.12.2007 N 176-Р в части установления тарифов на 2008 год на оказание обществом "ВиК" услуг по водоотведению не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд о признании недействующим с момента принятия решения Думы от 13.12.2007 N 176-Р в названной части.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29, ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Под нормативным правовым актом понимается акт, изданный уполномоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2).
Судами установлено, что решение Думы от 13.12.2007 N 176-Р соответствует указанным критериям.
Из системного толкования ч. 1 ст. 192, ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых актов не действующими полностью или в части необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных актов нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с п. 4, 4.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
На основании с ч. 3 ст. 5 Закона N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Таким образом, как верно указал суд, оспариваемое решение Думы было вынесено в соответствии с предоставленными на момент его принятия органам местного самоуправления полномочиями.
Решение Думы от 13.12.2007 N 176-Р опубликовано в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный от 17.12.2007 N 52.
В связи с этим судом верно указано, что оспариваемое решение Думы является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом местного самоуправления.
В силу ст. 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (ч. 2 ст. 9 Закона N 210-ФЗ). Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации (ч. 3 ст. 9 Закона N 210-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 210-ФЗ в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в ч. 2, 3 настоящей статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с ч. 5 ст. 210-ФЗ в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги (ч. 6 ст. 9 Закона N 210-ФЗ).
На основании ч. 7 ст. 9 Закона N 210-ФЗ по завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
В силу ч. 8 ст. 9 Закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.
В соответствии с Законом N 210-ФЗ приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 101 утверждены Методические рекомендации по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса.
Согласно п. 52 названных Методических рекомендаций разработанные производственные программы, расчет необходимых финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период действия тарифов направляются в орган регулирования для проверки обоснованности производственных программ, расчета соответствующих им финансовых потребностей и тарифов в установленный указанным органом регулирования срок, но не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов.
На основании ч. 1 ст. 3 Закона N 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, суд не может ограничиться установлением лишь факта утраты юридической силы оспариваемого нормативного правового акта, но должен выяснить, были ли нарушены оспариваемым нормативным правовым актом права и свободы заявителя.
В целях выяснения фактов нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, суд обоснованно рассмотрел спор по существу.
Указанная правовая позиция поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.01.2010 N 12939/09.
Судом установлено, что Общество, оспаривая решение Думы от 13.12.2007 N 176-Р не привело оснований, по которым тарифы на оказание услуг водоотведения, установлены для общества "ВиК" не в соответствии с вышеуказанными нормами права.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что позиция заявителя не обоснована и не подкреплена соответствующими доказательствами, поскольку в заявлении не указано, какие права и свободы Общества нарушаются оспариваемым нормативным актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод Общества, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают.
Судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 1000 руб., на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2013 по делу N А60-52200/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платёжному поручению N 305 от 22.05.2013.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
...
В целях выяснения фактов нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, суд обоснованно рассмотрел спор по существу.
Указанная правовая позиция поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.01.2010 N 12939/09."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 августа 2013 г. N Ф09-6206/13 по делу N А60-52200/2012