Екатеринбург |
|
31 июля 2013 г. |
Дело N А07-14453/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Рябовой С.Э., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа г. Уфа (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2012 по делу N А07-14453/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Молочная усадьба" (ИНН: 0276099406, ОГРН: 1060276013632; далее - общество "Молочная усадьба") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации (ИНН: 0276097173, ОГРН: 1050204343474) о признании недействительным постановления от 05.07.2012 N 3089 "Об отмене постановления главы администрации городского округа город Уфа от 05.12.2011 N 7058 "О предоставлении ООО "Молочная усадьба" земельных участков в с. Нагаево в Октябрьском районе город Уфа Республики Башкортостан".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2012 (судья Архиереев Н.В.) заявленные требования удовлетворены, признано недействительным постановление администрации от 05.07.2012 N 3089.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами ст. 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что земельный участок был предоставлен обществу "Молочная усадьба" с нарушением норм Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку площадь принадлежащих обществу строений значительно меньше площади предоставленного для их эксплуатации участка, в связи с чем администрация в порядке самоконтроля вправе была отменить ранее принятое постановление. Указанная причина принятия оспариваемого постановления указана администрацией в отзыве на заявление, в апелляционной жалобе. По мнению заявителя, судами неправильно приняты во внимание судебные акты по делу N А07-5598/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществу "Молочная усадьба" на праве собственности принадлежат:
- столярный цех, коровники N 1-4, коровник с родильным отделением, склад, телятники, расположенные по адресу: г. Уфа, Октябрьский р-н, с. Нагаево, ул. Луговая (свидетельства о регистрации права от 02.11.2007 серии 04 АБ N 129162, 129168, 129166, 129165, 129164, 129161, 129163, 129167, 129160);
- операторская, весовая, склад-ангар, зернохранилище, зерносклад, кузница, склад запчастей, бригадный дом, модуль, котельная, расположенные по адресу: г. Уфа, с. Нагаево, ул. Озерная (свидетельства о регистрации права от 02.11.2007 серии 04 АБ N 129156, 145389, 145391, 145387, 129159, 129158, 129157, 129161, 129155, 145388 соответственно).
Общество "Молочная усадьба" 19.03.2010, 06.10.2010 обратилось в администрацию с заявлениями о приватизации земельных участков:
- с кадастровым номером 02:55:040615:130, площадью 156418 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский р-н, с. Нагаево, ул. Луговая, занимаемого телятником, столярным цехом, коровниками N 1-4, коровником с родильным отделением и складом;
- с кадастровым номером 02:55:040620:83, площадью 9896 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский р-н, с. Нагаево, занимаемого весовой, складом-ангаром, зерноскладами и зернохранилищем;
- с кадастровым номером 02:55:040620:82, площадью 1159 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский р-н, с. Нагаево, ул. Озерная, занимаемого операторской;
- с кадастровым номером 02:55:040620:84, площадью 13371 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский р-н, с. Нагаево, ул. Озерная, д. 9, занимаемого модулем, бригадным домом, кузницей, котельной и складом запчастей.
Постановлением администрации от 05.12.2011 N 7058 указанные земельные участки предоставлены в собственность обществу "Молочная усадьба".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.07.2012 по делу N А07-5598/2012 признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в ненаправлении обществу "Молочная усадьба" проекта договора купли-продажи земельных участков, на администрацию возложена обязанность подготовить и направить обществу проект договора купли продажи земельных участков: с кадастровым номером 02:55:040615:130 площадью 156 418 кв. м; с кадастровым номером 02:55:040620:83 площадью 9 896 кв. м; с кадастровым номером 02:55:040620:82 площадью 1 159 кв. м; с кадастровым номером 02:55:040620:84 площадью 13 371 кв. м; с кадастровым номером 02:55:040619:204 площадью 51 865 кв. м в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Администрацией 05.07.2012 принято постановление N 3089 "Об отмене постановления главы Администрации городского округа город Уфа N 7058 от 05.12.2011 "О предоставлении ООО "Молочная усадьба" земельных участков в с. Нагаево в Октябрьском районе город Уфа РБ", согласно которому отменен подп. 1.1 п. 1 постановления N 7058 в отношении предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:55:040615:130.
Общество "Молочная усадьба", ссылаясь на то, что постановление администрации N 3089 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 48 названного Закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, как верно указано судами, муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Судами при рассмотрении спора установлено, что в нарушение приведенных норм права в постановлении администрации от 05.07.2012 N 3089 не указаны правовые основания, в силу которых орган местного самоуправления отменил ранее принятый ненормативный акт.
При этом судами рассмотрен и отклонен как не подтвержденный материалами дела довод администрации, отраженный в отзыве на заявление и апелляционной жалобе, о том, что основанием для отмены ранее принятого ненормативного акта является несоответствие ст. 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации в силу значительного несоответствия площади предоставленного обществу "Молочная усадьба" земельного участка нормам отвода земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного на нём.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что указанные обстоятельства администрацией в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны.
При этом судами отмечено, что вопрос соответствия постановления администрации от 05.12.2011 N 7058 действующему законодательству был предметом судебного разбирательства и оценки по делу N А07-5598/2012, вступившим в законную силу решением суда по названному делу на администрацию возложена обязанность по предоставлению земельного участка обществу путём направления проекта договора купли-продажи, в связи с чем судами оценены действия администрации по принятию постановления N 3089 как нарушение ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных актов.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к правильному выводу об отсутствии у органа местного самоуправления оснований для отмены ранее принятого постановления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040615:130, противоречии указанных действий ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2012 по делу N А07-14453/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан- без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
...
Судами при рассмотрении спора установлено, что в нарушение приведенных норм права в постановлении администрации от 05.07.2012 N 3089 не указаны правовые основания, в силу которых орган местного самоуправления отменил ранее принятый ненормативный акт.
При этом судами рассмотрен и отклонен как не подтвержденный материалами дела довод администрации, отраженный в отзыве на заявление и апелляционной жалобе, о том, что основанием для отмены ранее принятого ненормативного акта является несоответствие ст. 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации в силу значительного несоответствия площади предоставленного обществу "Молочная усадьба" земельного участка нормам отвода земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного на нём."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 июля 2013 г. N Ф09-4168/13 по делу N А07-14453/2012