Екатеринбург |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А60-43737/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Лимонова И.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2013 по делу N А60-43737/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Шугар А.В. (доверенность от 11.01.2013 б/н);
общества с ограниченной ответственностью "Уральские локомотивы" (далее - общество "Уральские локомотивы") - Данилов Е.В. (доверенность от 03.07.2013 N 140/13);
открытого акционерного общества "Уральский завод железнодорожного машиностроения" (далее - общество "УЗЖМ", налогоплательщик) - Шушанов О.П. - (доверенность от 25.12.2012 б/н), Газизова В.Р. (доверенность от 19.02.2013 б/н).
Общество "УЗЖМ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.07.2012 N 56 в части отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой декларации за IV квартал 2011 года на сумму 396 017 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело N А60-43760/2012).
Налогоплательщик обратился также с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.07.2012 N 5 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению в IV квартале 2011(дело N А60-43737/2012).
Определением суда от 11.12.2012 дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А60-43737/2012.
Решением суда от 01.02.2013 (судья Савина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения инспекции от 27.07.2012 N 56 и N 5. Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя жалобы, налогоплательщик не имеет права на применение налоговых вычетов по НДС, поскольку осуществляет операции, не подлежащие налогообложению в силу подп. 13 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) - выполнение работ по гарантийному ремонту электровозов без взимания дополнительной платы, при этом права на отказ от льготы не имеет. Общество "Уральские локомотивы" незаконно выставило налогоплательщику счета-фактуры на оплату работ по ремонту электровозов с выделением НДС.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит оставить жалобу инспекции без удовлетворения, судебные акты первой и апелляционной инстанций - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Отзыва на кассационную жалобу обществом "Уральские локомотивы" не представлено.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за IV квартал 2011 года, по результатам которой составлен акт от 10.05.2012 N 71, вынесены решения от 27.07.2012 N 56 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу "УЗЖМ" отказано в применении налоговых вычетов по НДС в проверяемом периоде на сумму 396 017 руб. и N 5 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, которым обществу "УЗЖМ" отказано в возмещении НДС по налоговой декларации за IV квартал 2011 года в сумме 369 017 руб.
Основанием для отказа в применении налоговых вычетов послужили выводы, содержащиеся в акте проверки, о том, что общество "Уральские локомотивы" производит гарантийный ремонт электровозов, а фактически обязательства по его осуществлению возложены на общество "УЗЖМ" - производителя электровозов, в связи с чем на основании подп. 13 п. 2 ст. 149 Кодекса стоимость ремонта не подлежит обложению НДС. Выставление обществом "Уральские локомотивы" счетов-фактур с выделением сумм НДС является незаконным и не может служить основанием для предъявления налогоплательщиком к вычету сумм НДС, уплаченных названному контрагенту.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 14.09.2012 N 1028/12 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решения инспекции оставлены без изменения и утверждены.
Полагая, что решения от 27.07.2012 N 56 и N 5 не соответствуют законодательству и нарушают его права, общество "УЗЖМ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в счетах- фактурах, выставленных для оплаты услуг по гарантийному ремонту электровозов, выделены суммы НДС, услуги оплачены налогоплательщиком с учетом НДС, в связи с чем общество "УЗЖМ" имеет право на налоговые вычеты по НДС.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.
Согласно подп. 13 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.
Пунктом 5 ст. 168 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
В случае выставления такими налогоплательщиками покупателю счетов-фактур с выделением суммы налога они исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на основании подп. 1 п. 5 ст. 173 Кодекса. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг), то есть без налоговых вычетов.
В свою очередь, покупатель услуг (выполненных работ), получивший к оплате такой счет-фактуру, имеет право на применение налоговых вычетов при соблюдении условий, определенных ст. 171 и 172 Кодекса.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "УЗЖМ" является изготовителем и поставщиком электровозов в адрес закрытого акционерного общества "Группа Синара" и открытого акционерного общества "СТМ". Соответствующими договорами предусмотрено, что общество "УЗЖМ" обязано в период гарантийного срока устранять за свой счет недостатки товара, возникшие не по вине покупателя и третьих лиц, которые не позволяют продолжить нормальную эксплуатацию товара.
Для целей осуществления гарантийного обслуживания поставленных электровозов общество "УЗЖМ" заключило договор от 15.07.2010 на гарантийное обслуживание грузовых электровозов с обществом "Уральские локомотивы" (исполнитель), согласно которому общество "УЗЖМ" обязуется возмещать исполнителю его затраты и иные расходы, понесенные им в связи с гарантийным ремонтом, если гарантийный ремонт потребуется и будет произведен исполнителем в отношении электровозов в период их гарантийного срока.
В счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику обществом "Уральские локомотивы" (лицом, обладающим правом на применение льготы, установленной подп. 13 п. 2 ст. 149 Кодекса) для оплаты гарантийного обслуживания и ремонта электровозов, выделены отдельной строкой спорные суммы НДС. Названные услуги оплачены обществом "УЗЖМ" с учётом данных сумм НДС.
Таким образом, суды правомерно признали, что налогоплательщиком обоснованно заявлены спорные суммы налоговых вычетов по НДС. То обстоятельство, что общество "Уральские локомотивы" вправе применить льготу, установленную подп. 13 п.2 ст. 149 Кодекса, не свидетельствует о неправомерности вычета НДС, уплаченного налогоплательщиком в связи с оказанием ему данных услуг.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2013 по делу N А60-43737/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае выставления такими налогоплательщиками покупателю счетов-фактур с выделением суммы налога они исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на основании подп. 1 п. 5 ст. 173 Кодекса. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг), то есть без налоговых вычетов.
В свою очередь, покупатель услуг (выполненных работ), получивший к оплате такой счет-фактуру, имеет право на применение налоговых вычетов при соблюдении условий, определенных ст. 171 и 172 Кодекса.
...
В счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику обществом "Уральские локомотивы" (лицом, обладающим правом на применение льготы, установленной подп. 13 п. 2 ст. 149 Кодекса) для оплаты гарантийного обслуживания и ремонта электровозов, выделены отдельной строкой спорные суммы НДС. Названные услуги оплачены обществом "УЗЖМ" с учётом данных сумм НДС.
Таким образом, суды правомерно признали, что налогоплательщиком обоснованно заявлены спорные суммы налоговых вычетов по НДС. То обстоятельство, что общество "Уральские локомотивы" вправе применить льготу, установленную подп. 13 п.2 ст. 149 Кодекса, не свидетельствует о неправомерности вычета НДС, уплаченного налогоплательщиком в связи с оказанием ему данных услуг."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 августа 2013 г. N Ф09-7114/13 по делу N А60-43737/2012