Екатеринбург |
|
30 августа 2013 г. |
Дело N А50-22246/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - департамент градостроительства) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу N А50-22246/2012 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Индивидуальный предприниматель Юматов Александр Анатольевич (ИНН 590600443397, ОГРНИП 305590614700042) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (далее - кадастровая палата) от 30.08.2012 N 5900/301/12-73135 об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 59:01:4219014:17, от 30.08.2012 N 5900/301/12-73136 об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 59:01:4219248:40, от 30.08.2012 N 5900/301/12-73137 об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 59:01:4219134:2. Предприниматель также просил обязать кадастровую палату принять решения о государственном кадастровом учете изменений земельного участка площадью 4170,84 кв. м, состоящего из земельных участков с тремя кадастровыми номерами: 59:01:4219014:17 площадью 101 кв. м, 59:01:4219134:2 площадью 3989 кв. м, 59:01:4219248:40 площадью 81 кв. м, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский р-н, ул. Сакко и Ванцетти, 136, в соответствии с решением Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2011 по делу N А50-27810/2010.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 12.11.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент земельных отношений), департамент градостроительства.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2013 (судья Лядова Г.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения кадастровой палаты от 30.08.2012 N 5900/301/12-73135, 5900/301/12-73136, 5900/301/12-73137 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости. На кадастровую палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Юматова А.А. путем принятия решения о государственном кадастровом учете изменений земельного участка площадью 4170,84 кв. м, состоящего из земельных участков с тремя кадастровыми номерами: 59:01:4219014:17 площадью 101 кв. м, 59:01:4219134:2 площадью 3989 кв. м, 59:01:4219248:40 площадью 81 кв. м, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский р-н, ул. Сакко и Ванцетти, 136.
В кассационной жалобе департамент градостроительства просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 1, ч. 2, 3 ст. 37, ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 16, 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что земельный участок расположен в одной территориальной зоне. По его мнению, в рассматриваемом случае не соблюден порядок получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Заявитель полагает, что при подаче департаментом земельных отношений в регистрирующий орган заявления об изменении разрешенного использования земельного участка к данному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования земельных участков. Между тем такие документы, а также документы, устраняющие иные основания отказа во внесении изменений в сведения государственного кадастрового учета (приведение в соответствие территориальной зоны и вида разрешенного использования земельных участков), в регистрирующий орган не представлены.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Юматов А.А. возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, предпринимателю Юматову А.А. на праве собственности принадлежит здание арочного склада минеральных удобрений (литера Н) общей площадью 674,5 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский р-н, м-н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, 136, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.11.2012.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.09.2009 по делу N А50-17392/2009 признан незаконным отказ департамента земельных отношений от 14.05.2009 N И-21-01-09-10387 в предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 4170,84 кв. м, состоящего из земельных участков с тремя кадастровыми номерами: 59:01:4219014:17 площадью 101 кв. м, 59:01:4219134:2 площадью 3989 кв. м, 59:01:4219248:40 площадью 81 кв. м, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский р-н, ул. Сакко и Ванцетти, 136. На департамент земельных отношений возложена обязанность подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка и направить его заявителю.
Во исполнение указанного судебного акта 25.11.2009 департамент земельных отношений направил предпринимателю Юматову А.А. для рассмотрения и подписания проект договора купли-продажи земельного участка площадью 4170,84 кв. м (кадастровые номера 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40), расположенного по адресу: г. Пермь, м-н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, д. 136, под 1-этажным зданием арочного склада минеральных удобрений (литера Н) по цене 1 583 990 руб.
Не согласившись с размером выкупной стоимости земельного участка, предприниматель Юматов А.А. в письме от 10.12.2009 обратился к департаменту земельных отношений с просьбой внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40.
В письме от 10.03.2010 предприниматель просил департамент земельных отношений обратиться в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю для установления вида разрешенного использования указанного земельного участка в соответствии со свидетельством о праве собственности на строение, расположенное на этом земельном участке, в порядке информационного взаимодействия.
Письмом от 18.06.2010 департамент земельных отношений сообщил заявителю о невозможности такого обращения, поскольку сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка с установлением его разрешенного использования не издавался, а согласно градостроительным регламентам испрашиваемый земельный участок находится в разных зонах, часть - в зоне производственно-коммунальных объектов 4 класса вредности (ПК-5), часть - в зоне индивидуальной жилой застройки.
Предприниматель Юматов А.А. 18.10.2010 повторно обратился с заявлением в департамент земельных отношений, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением об изменении разрешенного использования и установлении кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка.
В письме от 16.11.2010 N И-21-01-09-21671 департамент земельных отношений сообщил заявителю о том, что внесение изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка невозможно, поскольку он поставлен на кадастровый учет 22.08.2008, сведения о нем носят временный характер и исключены из государственного кадастра недвижимости 22.08.2010.
На основании решений кадастровой палаты от 25.11.2010 N 5901/10/2-5392, 5901/10/2-5393, 5901/10/2-5394 земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40 сняты с государственного кадастрового учета путем аннулирования сведений и исключения из государственного кадастра недвижимости на основании ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с истечением двух лет действия временного статуса этих земельных участков.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2011 по делу N А50-27810/2010 признан незаконным отказ департамента земельных отношений от 16.11.2010, выраженный в письме N И-21-01-09-21671, о невозможности внесения изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка площадью 4170,84 кв. м, состоящего из трех земельных участков с кадастровыми номерами: 59:01:4219014:17 площадью 101 кв. м, 59:01:4219134:2 площадью 3989 кв. м; 59:01:4219248:40 площадью 81 кв. м, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский р-н, м-н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, 136. На департамент земельных отношений возложена обязанность устранить нарушение прав заявителя путем восстановления в государственном кадастре недвижимости записи о земельном участке площадью 4170,84 кв. м, состоящем из трех земельных участков с кадастровыми номерами: 59:01:4219014:17 площадью 101 кв. м, 59:01:4219134:2 площадью 3989 кв. м; 59:01:4219248:40 площадью 81 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский р-н, м\н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, 136. На департамент земельных отношений также возложена обязанность направить в кадастровую палату заявление об изменении разрешенного использования земельного участка в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 59 ББ N 075347 на строение, расположенное на указанном земельном участке, и об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Департамент земельных отношений 21.05.2012 обратился в регистрирующий орган с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 59:01:4219014:17 площадью 101 кв. м; 59:01:4219134:2 площадью 3989 кв. м; 59:01:4219248:40 площадью 81 кв. м, в виде внесения изменений в отношении разрешенного использования земельных участков на "1-этажное здание арочного склада минеральных удобрений".
Кадастровой палатой приняты решения от 29.05.2012 N 5900/301/12-47128, 5900/301/12-47140, 5900/301/12-47150 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. В качестве оснований отказа в государственном кадастровом учете земельных участков орган кадастрового учета указал, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4219014:17 расположен в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4), в которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка, как "1-этажное здание арочного склада минеральных удобрений"; земельный участок с кадастровым номером 59:01:4219248:40 расположен в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) и в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (ПК-5), в которых не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка, как "1-этажное здание арочного склада минеральных удобрений"; земельный участок с кадастровым номером 59:01:4219134:2 расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (ПК-5), в которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка, как "1-этажное здание арочного склада минеральных удобрений". В решениях о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости также отмечено, что с заявлениями не представлены документы (акт органа государственной власти или органа местного самоуправления), устанавливающие такой вид разрешенного использования земельного участка. Приложенные к заявлению копии решения Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2012 N А50-27810/2010 не могут являться такими документами, поскольку в резолютивной части решения суда отсутствуют сведения об установлении вида разрешенного использования земельного участка.
Кадастровой палатой приняты решения от 30.08.2012 N 5900/301/12-73135, 5900/301/12-73136, 5900/301/12-73137 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости на том основании, что истек срок приостановления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления.
Ссылаясь на то, что указанные решения являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, предприниматель Юматов А.А. обратился в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что резолютивная часть решения Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2012 N А50-27810/2010 не содержит указания на установление такого вида разрешенного использования земельного участка, как "1-этажное здание арочного склада минеральных удобрений", в связи с чем данное решение не является документом, на основании которого регистрирующий орган должен был внести изменения в сведения о разрешенном использовании спорных земельных участков.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7-21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости входят сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13-20 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений осуществляются, если иное не установлено указанным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 1-21 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений может осуществляться на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является, в частности, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 названного закона сведений).
Отметив, что резолютивная часть решения Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2012 N А50-27810/2010 не содержит указания на установление такого вида разрешенного использования земельного участка, как "1-этажное здание арочного склада минеральных удобрений", суд первой инстанции сделал вывод о том, что данное решение не является документом, на основании которого регистрирующий орган должен был внести изменения в сведения о разрешенном использовании спорных земельных участков.
Между тем земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40 были поставлены на кадастровый учет 22.08.2008.
Из кадастровых паспортов от 24.10.2012 следует, что в качестве разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40 в государственном кадастре недвижимости было указано: виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1).
Согласно ст. 52.3 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 (в редакции от 24.06.2008), зона делового, общественного и коммерческого назначения выделена для создания правовых условий формирования разнообразных объектов городского значения, связанных прежде всего с удовлетворением периодических и эпизодических потребностей населения в обслуживании при соблюдении установленных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Для указанной зоны установлен перечень видов разрешенного использования, в том числе: административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации районного значения, многофункциональные деловые и обслуживающие здания, офисы, представительства, кредитно-финансовые учреждения, и т. д.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в п. 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Поскольку конкретный вид разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40 определен не был, принадлежащее предпринимателю Юматову А.А. здание арочного склада является промышленным зданием, а земельные участки, на которых расположен данный объект, находятся в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности, Арбитражным судом Пермского края по делу N А50-27810/2010 на департамент земельных отношений возложена обязанность направить в кадастровую палату заявление об изменении разрешенного использования земельного участка в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права.
Судом апелляционной инстанции установлено, что департамент земельных отношений обратился в кадастровую палату с заявлением о государственном кадастровом учете земельных участков в установленном законом порядке. К названному заявлению департаментом земельных отношений приложено решение Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2012 N А50-27810/2010.
Из представленного в орган кадастрового учета решения суда по делу N А50-27810/2010 следовало, что суд установил вид разрешенного использования земельных участков - под промышленные объекты в соответствии с его фактическим использованием, а правовая неопределенность в отношении земельных участков вызвана тем, что предприниматель в течение длительного времени обращался в компетентные органы с просьбой внести соответствующие изменения в сведения кадастрового учета, в то время как департамент не принимал меры по принятию и направлению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ненормативного правового акта об изменении разрешенного использования испрашиваемых земельных участков.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые решения являются неправомерными, нарушают права и законные интересы предпринимателя Юматова А.А.
Доводу заявителя о том, что земельный участок не расположен в одной территориальной зоне, судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка департамента градостроительства на то, что в рассматриваемом случае не соблюден порядок получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклоняется. Доказательств того, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка относится к условно разрешенному виду использования, не имеется.
Суд кассационной инстанции, учитывая доводы заявителя, приведенные в обоснование его требований, исходя из целей обращения в суд с заявленными требованиями (необходимость реализации решения Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2012 N А50-27810/2010, состоявшегося в защиту его прав, и преодоления противодействия департамента градостроительства), полагает, что апелляционным судом заявленные требования удовлетворены правомерно, оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание, что кадастровой палатой постановление апелляционного суда не обжаловано, ссылок на затруднительность исполнения вступившего в законную силу судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу N А50-22246/2012 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является, в частности, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 названного закона сведений).
...
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в п. 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2013 г. N Ф09-9172/13 по делу N А50-22246/2012
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9172/13
21.05.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3398/13
15.03.2013 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3398/13
11.02.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-22246/12