Екатеринбург |
|
03 сентября 2013 г. |
Дело N А07-18702/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Купреенкова В.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А07-18702/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Лаврентьева Александра Петровича - Кабиров А.У. (доверенность от 17.04.2012 серии 02 АА N 1355130).
Предприниматель Лаврентьев А.П. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа администрации в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:01108:222 площадью 3252 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Кузнецовский затон, обязании администрации направить предпринимателю Лаврентьеву А.П. проект договора купли-продажи названного земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства городского округа города Уфа Республики Башкортостан (далее - Главное управление архитектуры).
Решением суда от 20.02.2013 (судья Вальшина М.Х.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (судьи Соколова И.Ю., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным изложенный в письме от 23.07.2012 N Л-9117 отказ администрации в предоставлении в собственность предпринимателю Лаврентьеву А.П. земельного участка площадью 3252 кв. м с кадастровым номером 02:55:01108:222, расположенного по адресу: г. Уфа, Кузнецовский затон. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Лаврентьева А.П. путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу.
В кассационной жалобе администрация просит постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ст. 28, 36, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что оспариваемый отказ является законным, поскольку испрашиваемый земельный участок частично находится в границах красных линий.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.03.2010 серии 04 АВ N 526665 предпринимателю Лаврентьеву А.П. на праве собственности принадлежит складская база, расположенная по адресу: г. Уфа, ул. Кузнецовский затон.
Названный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:011108:222 площадью 3252 кв. м.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 02.12.2011 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 10.11.2011, разрешенный вид использования - для строительства складской базы, предыдущий номер участка 02:55:011108:77.
Постановлением главы администрации от 24.10.2011 N 5976 земельный участок с кадастровым номером 02:55:011108:77, занимаемый складской базой, предоставлен в аренду предпринимателю Лаврентьеву А.П. сроком на 3 года.
Постановлением администрации от 17.04.2012 N 1317 внесены изменения в постановление главы администрации от 24.10.2011 N 5976, кадастровый номер участка 02:55:011108:77 изменен на 02:55:011108:222.
Предприниматель Лаврентьев А.П. 28.06.2012 обратился к администрации с заявлением о предоставлении в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:011108:222, занимаемого складской базой.
В письме от 23.07.2012 N Л-9117 администрация сообщила предпринимателю Лаврентьеву А.П. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что он расположен в границах красных линий, в связи с чем на основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации в силу прямого указания закона.
Предприниматель Лаврентьев А.П., полагая, что данный отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый предпринимателем Лаврентьевым А.П. земельный участок частично находится в границах красных линий, в связи с чем отказ администрации в его приватизации с учетом положений п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации является правомерным.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с названным Законом не подлежат, в частности, земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Аналогичный запрет содержится в п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом основанием для установления планируемых красных линий в силу п. "а" ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Согласно ч. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, п. 3 которого также установлено, что основанием для резервирования земель для государственных и муниципальных нужд является, в частности, документация по планировке территории.
Порядок принятия, утверждения и опубликования документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, установлен ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и состоит из нескольких последовательных этапов.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" для муниципальных нужд в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур сроком до 01.01.2015 зарезервированы земельные участки в границах, определенных приложением N 1 к названному решению.
Как следует из данного нормативного акта и подтверждается письмом Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 06.08.2012 N 01/685, на момент обращения предпринимателя Лаврентьева А.П. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность и на момент отказа администрации в его предоставлении резервирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:011108:222 для муниципальных нужд не производилось.
Решением Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/12 в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 были внесены изменения, в результате которых в перечне кадастровых номеров земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель, поименован земельный участок с кадастровым номером 02:55:011108:222.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вышеуказанные доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что на момент обращения предпринимателя Лаврентьева А.П. в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:011108:222 (28.06.2012) данный участок не был зарезервирован для муниципальных нужд и не находился в установленных в соответствии с действующим законодательством границах красных линий.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что из выкопировки приложения N 1 к решению Совета городского округа г. Уфа о резервировании земельных участков (в редакции от 22.10.2012) усматривается лишь планирование расположения красных линий, поскольку на выкопировке имеется штамп Главного управления архитектуры о том, что на данную территорию разрабатывается проект планировки, что исключает существование утвержденных красных линий. Как видно из схемы, красные линии улицы Бородинской полностью налагаются на принадлежащее заявителю здание и иные здания и сооружения, что также свидетельствует о планируемом расположении красных линий. Доказательств, подтверждающих расположение испрашиваемого земельного участка в границах действующих красных линий, в деле не имеется.
В п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что выкупу земельного участка может препятствовать резервирование участка для государственных или муниципальных нужд на основе акта о резервировании, утвержденного до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе участка.
Таким образом, основанием для отказа собственнику недвижимого имущества в приватизации расположенного под объектом недвижимости земельного участка может служить решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд, принятое до обращения лица с соответствующим заявлением. Аналогичное решение, принятое после обращения лица с заявлением о выкупе участка, может являться препятствием для приватизации земельного участка в случае, если резервирование осуществлено на основании генерального плана развития населенного пункта либо иной градостроительной документации, касающейся планирования и застройки, утвержденной до обращения заинтересованного лица с заявлением о выкупе земельного участка, из которой следует, что земельный участок предназначен для использования в муниципальных и общественных интересах.
Как указано выше, проект планировки на спорную территорию находится в стадии разработки.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 02:55:011108:222 включен в резервируемые земли после обращения предпринимателя Лаврентьева А.П. с заявлением о выкупе земельного участка, апелляционный суд пришел к правильному выводу о незаконности отказа администрации в предоставлении в собственность предпринимателю Лаврентьеву А.П. указанного земельного участка.
В соответствии с ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд в качестве способа восстановления прав заявителя возложил на администрацию обязанность принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность предпринимателя Лаврентьева А.П.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов апелляционного суда, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А07-18702/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, п. 3 которого также установлено, что основанием для резервирования земель для государственных и муниципальных нужд является, в частности, документация по планировке территории.
Порядок принятия, утверждения и опубликования документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, установлен ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и состоит из нескольких последовательных этапов.
...
В п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что выкупу земельного участка может препятствовать резервирование участка для государственных или муниципальных нужд на основе акта о резервировании, утвержденного до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф09-7920/13 по делу N А07-18702/2012