Екатеринбург |
|
05 сентября 2013 г. |
Дело N А07-21473/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Васильченко Н.С., Громовой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом" (ИНН 0227006134, ОГРН 1080264001520; далее - общество "Управление жилищным фондом") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2013 по делу N А07-21473/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Управление жилищным фондом" - Федоров Е.В. (доверенность от 21.08.2013).
Представители общества с ограниченной ответственностью "МОДУЛЬ" (ИНН 0264055066, ОГРН 1070264000091; далее - общество "Модуль"), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Модуль" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу "Управление жилищным фондом" с исковым заявлением о взыскании 4 325 614 руб. 46 коп. суммы задолженности по оплате за поставленную тепловую энергию (с учетом уточнения заявленных требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 25.02.2013 (судья Касьянова С.С.) исковые требования общества "Модуль" удовлетворены частично. С общества "Управление жилищным фондом" в пользу общества "Модуль" взыскано 2 683 540 руб. 76 коп. суммы долга. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 (судьи Логиновских Л.Л., Махрова Н.В., Рачков В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Управление жилищным фондом" просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам. Заявитель указывает на то, что истцом необоснованно в расчете стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии применен тариф в размере 1296,74 руб./Гкал, утвержденный приказом директора общества "Модуль" от 30.12.2011 N 41-П, поскольку истец не обладает полномочиями по самостоятельному установлению тарифа. Кассатор считает, что суды ошибочно применили тарифы, установленные постановлением государственного комитета от 10.02.2012 N 15 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее - постановление государственного комитета от 10.02.2012 N 15), поскольку п. 1 данного постановления признан недействующим решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.01.2013 по делу N А07-15571/2012.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании договора от 12.08.2009 N 15, заключенного между Сельским поселением Краснохолмский сельсовет (ссудодатель) и обществом "Модуль" (ссудополучатель), истцу в безвозмездное пользование переданы объекты теплоснабжения для использования их в целях обеспечения с. Краснохолмский Калтасинского района теплоснабжением.
Между обществом "Модуль" (энергоснабжающая организация) и обществом "Управление жилищным фондом" (абонент) 27.12.2010 заключен договор энергоснабжения (с теплоносителем горячая вода) N 44. Согласно условиям данного договора энергоснабжающая организация отпускает абоненту через сети тепловую энергию с теплоносителем "сетевая вода", а абонент своевременно оплачивает принятую тепловую энергию.
В соответствии с п. 4.1 договора от 27.12.2010 N 44 стоимость договора определяется объемами теплопотребления и действующими тарифами на тепловую энергию согласно приложению N 1 к договору. Тарифы устанавливаются Госкомитетом Республики Башкортостан по тарифам, могут меняться в течение договорного периода, и на момент заключения договора составляют 956,06 руб./Гкал.
Между обществом "Модуль" (энергоснабжающая организация) и обществом "Управление жилищным фондом" (потребитель) 15.08.2011 подписан договор N 48. Согласно п. 1.1 данного договора энергоснабжающая организация продает потребителю тепловую энергию с теплоносителем горячая вода и химически очищенную воду в точке поставки, определенной приложением N 2, а потребитель обязался оплачивать тепловую энергию и химически очищенную воду в порядке и сроки, предусмотренные договором, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых приборов и оборудования (п. 1.1 договора).
Учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по показаниям узлов учета тепловой энергии и теплоносителя, допущенным в коммерческую эксплуатацию и установленным на границе балансовой принадлежности между потребителем и энергоснабжающей организацией (п. 5.6 договора).
В обслуживаемых ответчиком жилых домах в спорный период приборы учета тепловой энергии установлены не были.
Пунктом 4.1 договора от 15.08.2011 N 48 стороны согласовали, что стоимость настоящего договора определяется объемами теплопотребления и действующими тарифами на тепловую энергию и цены теплоносителя (приложение N 1). В случае изменения тарифов на тепловую энергию и цены теплоносителя цена настоящего договора подлежит изменению. При этом соответствующие изменения в настоящий договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов на тепловую энергию.
Согласно п. 4.2 указанного договора тарифы на тепловую энергию и теплоноситель устанавливаются Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам или другим ценообразующим органом и могут меняться в течение договорного периода.
Оплата предъявленных энергоснабжающей организацией платежных документов производится в следующем порядке: авансовыми платежами в течение расчетного месяца, окончательный расчет производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 6.1 договора).
В период с сентября по октябрь 2012 г. истец поставил ответчику тепловую энергию и предъявил на оплату счет-фактура от 31.10.2012 N 313 на сумму 4 898 933 руб. 30 коп.
Ответчиком произведена оплата за тепловую энергию поставленную в период с 01.09.2012 по 31.10.2012 в сумме 1 399 822 руб. 94 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом "Управление жилищным фондом" обязательства по оплате тепловой энергии, поставленной в спорный период, в результате чего возникла задолженность в сумме 2 683 540 руб. 76 коп., общество "Модуль" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды исходили из того, что факт поставки истцом ответчику тепловой энергии подтвержден, доказательств оплаты ответчиком стоимости энергоресурса в полном объеме не представлено. Суды указали на то, что общество "Модуль" не обладает полномочиями по самостоятельному установлению тарифа на тепловую энергию, поставляемую ответчику, соответственно, приказ директора данного общества от 30.12.2011 N 41-п, которым установлен тариф для расчетов с потребителями в размере 1296,74 руб./Гкал, применению в расчетах с ответчиком не подлежит. При этом суды признали обоснованным применение при расчете стоимости энергоресурса тарифа, установленного обществу "Модуль" постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 10.02.2012 N 15 в размере 1080,86 руб./Гкал ("население"), и отклонили ссылку ответчика на то, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.01.2012 по делу N А07-15571/2012 пункт 1 указанного постановления признан недействующим, поскольку указанное постановление признано недействительным только с 09.01.2013, тогда как спорный период - с сентября по октябрь 2012 г.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Исходя из ст. 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям подлежат регулированию.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утверждённых представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).
Следовательно, цены (тарифы) на поставленную тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Поскольку действовавшее в спорный период законодательство не предусматривает права исполнительных органов теплоснабжающей организации самостоятельно утверждать тарифы (цены) на тепловую энергию, отпускаемую потребителям; не представлено доказательств того, что применение обществом "Модуль" тарифа в размере 1296 руб. 74 коп./Гкал, утверждённого приказом директора данной организации от 30.12.2011 N 41-п, санкционировано третьим лицом в соответствии с установленным порядком, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для применения упомянутого тарифа при расчёте суммы спорной задолженности.
Между тем при вынесении судебных актов судами не учтено следующее.
Постановлением Госкомитета Республики Башкортостан по тарифам от 09.08.2010 N 241 утверждены тарифы на тепловую энергию для потребителей общества "Модуль" в размере 965,06 руб./Гкал.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30.11.2010 N 1438 утверждены тарифы на тепловую энергию для потребителей общества "Модуль" на 2011 г. в размере 965,06 руб. /Гкал, ранее действовавшее постановление признано утратившим силу.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2011 по делу N А07-17888/2011 п. 1 указанного постановления Госкомитета по тарифам признан недействующим.
Постановлением от 10.02.2012 N 15 на 2012 г. установлены следующие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом "Модуль":
с момента вступления в силу данного постановления до 30.06.2012 - в размере 965 руб. 06 коп./Гкал. (для населения), в размере 1155 руб. 45 коп./Гкал (для иных потребителей);
с 01.07.2012 по 31.08.2012 - в размере 1022 руб. 96 коп./Гкал (для населения) в размере 1224 руб. 79 коп./Гкал (для иных потребителей);
с 01.09.2012 по 31.12.2012 - в размере 1080 руб. 86 коп./Гкал (для населения), в размере 1294 руб. 13 коп./Гкал (для иных потребителей).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.01.2013 по делу N А07-15571/2012 п. 1 названного постановления признан недействующим. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.04.2013 указанный судебный акт оставлен без изменения.
Из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10, следует, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная норма даёт кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о её установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
В указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также отмечено, что признание нормативного правового акта недействующим не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить этим актом нарушенное субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим. Следствием оспаривания заинтересованными лицами нормативного правового акта является восстановление или защита нарушенного права.
Исходя из изложенного, поскольку решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.01.2013 по делу N А07-15571/2012 п. 1 постановления от 10.02.2012 N 15 признан недействующим, не имеется оснований для определения суммы задолженности общества "Управление жилищным фондом" на основании тарифа на тепловую энергию, установленного данным постановлением.
С учётом содержащейся в постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10 правовой позиции о недопустимости получения энергоснабжающей организацией стоимости отпущенного коммунального ресурса, определённой исходя из незаконного тарифа, применение к спорным отношениям сторон тарифов, установленных постановлением от 10.02.2012 N 15 нельзя признать обоснованным.
Поскольку факт поставки тепловой энергии обществом "Модуль" в период с сентября по октябрь 2012 г. сторонами не оспаривается, у общества "Управление жилищным фондом" исходя из п. 1 ст. 539, ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации возникла обязанность оплатить полученную тепловую энергию. Отсутствие тарифа на указанный вид энергоресурса, который был бы утверждён в порядке, установленном действующим законодательством, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения названной обязанности.
При рассмотрении настоящего спора необходимо учитывать, что тарифы на тепловую энергию, утверждённые постановлениями от 30.11.2010 N 1438, от 10.02.2012 N 15, признаны незаконными по инициативе общества "Модуль" - ресурсоснабжающей организации, которая в обоснование требований, рассмотренных в рамках дел N А07-17888/2011, N А07-15571/2012, ссылалось на экономическую необоснованность указанных тарифов (их заниженный размер). Позиция истца по настоящему делу фактически сводится к тому, что стоимость тепловой энергии, отпущенной обществу "Управление жилищным фондом", следует определять по тарифу, определённому обществом "Модуль" самостоятельно в одностороннем порядке, без участия регулирующего органа, что в силу вышеизложенного является неправомерным.
В связи с этим при новом рассмотрении дела суду следует предложить истцу скорректировать исковые требования на определение размера фактических затрат, которые истец понёс для предоставления ответчику тепловой энергии в спорный период и (или) определение стоимости ресурса, выставляемого ответчиком к оплате населению за спорный период.
Поскольку судами не учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащаяся в постановления от 29.09.2010 N 6171/10 о недопустимости получения энергоснабжающей организацией стоимости отпущенного коммунального ресурса, определённой исходя из незаконного тарифа, неверно применены ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 8 Закона о теплоснабжении ст. 4 Закона об основах регулирования тарифов решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело - направлению на новое рассмотрение в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2013 по делу N А07-21473/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10, следует, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная норма даёт кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о её установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
...
С учётом содержащейся в постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10 правовой позиции о недопустимости получения энергоснабжающей организацией стоимости отпущенного коммунального ресурса, определённой исходя из незаконного тарифа, применение к спорным отношениям сторон тарифов, установленных постановлением от 10.02.2012 N 15 нельзя признать обоснованным.
Поскольку факт поставки тепловой энергии обществом "Модуль" в период с сентября по октябрь 2012 г. сторонами не оспаривается, у общества "Управление жилищным фондом" исходя из п. 1 ст. 539, ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации возникла обязанность оплатить полученную тепловую энергию. Отсутствие тарифа на указанный вид энергоресурса, который был бы утверждён в порядке, установленном действующим законодательством, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения названной обязанности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 сентября 2013 г. N Ф09-6915/13 по делу N А07-21473/2012
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6915/13
05.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6915/13
21.05.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3780/13
08.05.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3770/13
25.02.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-21473/12