Екатеринбург |
|
12 сентября 2013 г. |
Дело N А60-49357/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О.В.,
судей Сирота Е.Г., Черкасской Г.Н.
при ведении протокола помощником судьи Медведевой О.Н. с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Московской области рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "СТС Логистикс" (ИНН: 7713611372, ОГРН: 1077746376311; далее - общество "СТС Логистикс") на определение Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2013 по делу N А60-49357/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества "СТС Логистикс" - Продченко О.В. (доверенность от 18.10.2012 N 317/12);
общества с ограниченной ответственностью "Аппарель-Логистик" (далее - общество "Аппарель-Логистик") - Продченко О.В. (доверенность от 01.03.2013 N 34).
Полномочия представителей, участвующих в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи, проверены Арбитражным судом Московской области.
В судебном заседании также принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295; далее - общество "Российские железные дороги") - Ахметшин П.Р. (доверенность от 13.08.2012 N 45/12-НЮ). Полномочия данного представителя проверены Федеральным арбитражным судом Уральского округа.
Общество "СТС Логистикс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Российские железные дороги" о 310 749 руб. 78 коп. убытков, причинённых повреждением груза.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Дистрибьюторский Центр "СОЛЛЕРС", общество с ограниченной ответственностью "Тис-Лоджистик" (далее - общество "Тис-Лоджистик"), общество "Аппарель-Логистик".
Определением суда от 02.04.2013 (судья Проскурякова И.А.) исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоблюдением претензионного порядка урегулирования спора.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 (судьи Дружинина Л.В., Масальская Н.Г., Шварц Н.Г.) с учётом определения об исправлении опечатки в резолютивной части от 10.06.2013 определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "СТС Логистикс", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит названные судебные акты отменить.
Заявитель указывает, что к направленной им в адрес ответчика претензии о возмещении ущерба, причинённого грузу в процессе перевозки, приложены все документы, перечисленные в абз. 5 ст. 120 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), а именно: транспортная железнодорожная накладная, коммерческий акт, заключение эксперта, подтверждающие стоимость восстановительного ремонта заказы-наряды и договоры-заявки.
Со ссылкой на ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 95 Устава железнодорожного транспорта, п. 40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30) заявитель полагает не основанным на нормах действующего законодательства вывод суда первой инстанции о том, что приложенные к претензии документы не подтверждают причинение ущерба истцу, а следовательно, не свидетельствуют о соблюдении претензионного порядка.
Поскольку предметом исковых требований по настоящему делу является взыскание убытков, причиненных повреждением груза в процессе перевозке, ссылка суда первой инстанции на абз. 3 ст. 120 Устава железнодорожного транспорта, по мнению заявителя, сделана без учёта фактических обстоятельств дела.
Заявитель также утверждает о необоснованности вывода суда апелляционной инстанции о том, что к претензии истец не приложил железнодорожную транспортную накладную и коммерческий акт. По мнению заявителя, данный вывод опровергается ответом общества "Российские железные дороги" на спорную претензию, а также уведомлением о доставке от 22.10.2012 N 770.00106336-1.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, общество "Российские железные дороги" 08.11.2011 по транспортной железнодорожной накладной N ЭВ197374 на станции Гайдамак Дальневосточной железной дороги от общества "Тис-Лоджистик" приняло для перевозки на станцию Блочная Свердловской железной дороги восемь автомобилей марки "Ssang Yong" (далее - автомобили). Грузополучателем является общество "СТС Логистикс".
При приёмке данного груза на станции назначения обнаружено, что указанные автомобили повреждены. В связи с данным обстоятельством составлены коммерческий акт от 29.11.2011 N СВР1101251/28. Повреждения зафиксированы также в заключении эксперта от 07.12.2011 N Б-319.
Истец направил ответчику претензию от 19.10.2012 с требованием возместить ущерб, причиненный автомобилям, в общей сумме 310 749 руб. 78 коп. Данную претензию ответчик отклонил письмом от 18.11.2012 N МЮ-1/709, в котором сослался на то, приложенные к претензии заказы-наряды, договоры-заявки не подтверждают стоимость, на которую понизилась стоимость спорного груза.
Уклонение общества "Российские железные дороги" от возмещения причинённого ущерба в добровольном порядке послужило основанием для обращения общества "СТС Логистикс" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Оставляя исковое заявление без рассмотрения, суд первой инстанции исходил из несоблюдения обязательного претензионного порядка урегулирования спора, поскольку с учётом абз. 4 ст. 120 Устава железнодорожного транспорта, разъяснений, содержащихся в п. 49 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30, приложенные к претензии общества "СТС Логистикс" заказы-наряды, акты выполненных работ не подтверждают факт причинения ущерба истцу ответчиком.
Оставляя определение суда без изменения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ответчик не получил от истца транспортную железнодорожную накладную N ЭВ197374, а также коммерческий акт от 29.11.2011 N СВР1101251/28. Суд апелляционной инстанции указал на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих направление истцом ответчику претензии, форма и содержание которой соответствуют п. 6, 7 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 42 (далее - Правила предъявления и рассмотрения претензий).
Суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными выше выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для оставления без рассмотрения искового заявления общества "СТС Логистикс".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
В ст. 120 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено обязательное предъявление претензии к перевозчику до предъявления к нему иска, связанного с осуществлением перевозок груза.
С учётом предмета заявленных исковых требований порядок предъявления претензии к ответчику определяется в абз. 5 ст. 120 Устава железнодорожного транспорта.
Как следует из названной правовой нормы, данную претензию направить перевозчику вправе грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, или транспортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих, поврежденных (испорченных) груза, деталей, запасных частей без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат.
Аналогичное положение предусмотрено в абз. 3 п. 7 Правил предъявления и рассмотрения претензий.
Из представленных в материалы дела уведомления о доставке от 22.10.2012 N 770.00106336-1, описи вложения от 22.10.2012 следует, что истец в качестве приложений к претензии от 19.10.2012 направил ответчику следующие документы: транспортную железнодорожную накладную N ЭВ197374; коммерческий акт от 29.11.2011 N СВР1101251/28; заключение эксперта от 07.12.2011 N 5-319; копии заказов-нарядов N ЭАЕл000000012314, ЭАЕл000000012283, ЭАЕл000000010776, ЭАЕл00007219, ЭАЕ0000720, ЭА 00007218; копию договора-заявки N ЛД-0011552. Факт получения указанных документов общество "Российские железные дороги" не оспаривает; из письма ответчика от 18.11.2012 N МЮ-1/709 иного вывода также не следует.
Таким образом, обоснованность довода истца о том, что совместно с претензией от 22.10.2012 он направил ответчику весь пакет документов, который установлен действующим законодательством в случае предъявления перевозчику требований, связанных с повреждением груза при перевозке, подтверждается имеющимися доказательствами.
При таких обстоятельствах не основан на материалах дела вывод суда апелляционной инстанции о том, что представленными доказательствами не подтверждается направление обществом "СТС Логистикс" обществу "Российские железные дороги" претензии установленной формы.
Также является ошибочным вывод суда первой инстанции о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора, поскольку к претензии истца не приложены документы, подтверждающие причинение ущерба именно данному лицу.
Согласно п. 40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 законодательством установлен специальный порядок предъявления претензий и исков перевозчику грузов железнодорожным транспортом. В частности, в ст. 120 Устава железнодорожного транспорта перечислены лица, которые могут предъявлять претензии и иски, связанные с осуществлением перевозок грузов. Иным лицам, не перечисленным в указанной статье Устава железнодорожного транспорта, право на предъявление претензий и исков к перевозчику не предоставлено.
В силу абз. 5 ст. 120 Устава железнодорожного транспорта правом на предъявление претензии к перевозчику в случае повреждения груза обладают грузоотправитель или грузополучатель. При этом в указанном абзаце ст. 120 названного Устава не содержится требований о том, что к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие причинение вреда вследствие повреждения груза именно лицу, которое обратилось к перевозчику с данной претензией.
Указанный порядок предъявления претензий связан с тем, что основанием ответственности перевозчика в силу ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 95 Устава железнодорожного транспорта является ненадлежащее исполнение договора перевозки, сторонами которого являются перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель.
Из транспортной железнодорожной накладной N ЭВ197374 следует, общество "СТС Логистикс" является грузополучателем, следовательно, оно является субъектом, обладающим правом на предъявление ответчику претензий, связанных с повреждением груза при перевозке.
Исходя из материалов дела к претензии истца от 19.10.2012 приложены документы, перечисленные в абз. 5 ст. 120 Устава железнодорожного транспорта; факт получения данной претензии подтверждается имеющимися в деле доказательствами и ответчиком не оспаривается; письмом от 18.11.2012 N МЮ-1/709 общество "Свердловская железная дорога" отказало в удовлетворении претензии общества "СТС Логистикс". Таким образом, не имеется оснований для признания несоблюденным претензионного порядка урегулирования спора по мотиву отсутствия документов, необходимых для её рассмотрения ответчиком.
В виду изложенного содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, что в силу ч. 1 ст. ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены в порядке кассационного производства. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 287 указанного Кодекса дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2013 по делу N А60-49357/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 законодательством установлен специальный порядок предъявления претензий и исков перевозчику грузов железнодорожным транспортом. В частности, в ст. 120 Устава железнодорожного транспорта перечислены лица, которые могут предъявлять претензии и иски, связанные с осуществлением перевозок грузов. Иным лицам, не перечисленным в указанной статье Устава железнодорожного транспорта, право на предъявление претензий и исков к перевозчику не предоставлено.
В силу абз. 5 ст. 120 Устава железнодорожного транспорта правом на предъявление претензии к перевозчику в случае повреждения груза обладают грузоотправитель или грузополучатель. При этом в указанном абзаце ст. 120 названного Устава не содержится требований о том, что к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие причинение вреда вследствие повреждения груза именно лицу, которое обратилось к перевозчику с данной претензией.
Указанный порядок предъявления претензий связан с тем, что основанием ответственности перевозчика в силу ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 95 Устава железнодорожного транспорта является ненадлежащее исполнение договора перевозки, сторонами которого являются перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 сентября 2013 г. N Ф09-9097/13 по делу N А60-49357/2012
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9097/13
30.05.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6165/13
27.01.2014 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-49357/12
12.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9097/13
10.06.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6165/13
02.04.2013 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-49357/12