Екатеринбург |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А60-50612/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Первухина В.М.
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" (ИНН 6623000680, ОГРН 1026601367539, далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2013 по делу N А60-50612/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773, далее - инспекция, налоговый орган) - Абдулгалимова Т.М. (доверенность от 29.12.2013 N 07-18/01269), Докучаев С.А. (доверенность от 20.12.2011 N 05-13/27956);
общества - Реброва О.С. (доверенность от 03.10.2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции в части доначисления земельного налога за 2011 г. в сумме 20 760 199 руб., соответствующих сумм пени и штрафа (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2013 (судья Савина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены в части: оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части начисления штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме 4 152 039 руб. 80 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 (судьи Борзенкова И.В., Полевщикова С.Н., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, в указанной части требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
При этом налогоплательщик указывает на ошибочность выводов судов о том, что при исчислении земельного налога за 2010 г. не подлежит применению кадастровая стоимость спорных земельных участка, установленная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 695/ПП), так как в нем указано о его применении с 01.01.2010. Кроме того, общество настаивает на отсутствие вины в совершении налогового правонарушения, в связи с чем оно не может быть привлечено к ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией по результатам проведения инспекцией камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г., оформленной актом от 15.05.2012 N 14/9486 установлен факт занижения налогоплательщиком при расчете земельного налога налоговой базы, налоговым органом вынесено решение и вынесено решение от 19.07.2012 N 16/1686,об о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа в сумме 8 761 980 руб., доначислении земельного налога в сумме 21 906 248 руб., начислении пеней в сумме 456 143 руб. 23 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 28.09.2012 N 108/12 указанное решение инспекции оставлено без изменения.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из отсутствия правовых оснований для исчисления земельного налога за 2011 г. с применением кадастровой стоимости земельных участков, определенных Постановлением N 695-ПП. При этом судами на основании положений ст. 112, 114 Кодекса снижен размер штрафа.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2007.
Постановлением Правительства N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
В соответствии с п. 3 данного Постановления Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как правомерно указано судами, Постановление N 695-ПП прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Таким образом, суды обоснованно сделали вывод о правомерности инспекцией применении в целях налогообложения земельным налогом кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2011 г. в отношении спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований в данной части не имелось.
Доводам налогоплательщика о незаконности привлечения его к налоговой ответственности, в связи с наличием обстоятельства, исключающее вину в совершении налогового правонарушения, а именно выполнение им письменных разъяснений, содержащихся в письмах Министерства финансов Российской Федерации, судами дана надлежащая правовая оценка, в результате которой они были отклонены.
Судами правомерно отражено, что данные разъяснения содержат ответы на конкретные вопросы, из указанных разъяснений не следует, что они адресованы неопределенному кругу лиц.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как направленные на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Кроме того названные доводы были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2013 по делу N А60-50612/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Первухин |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как правомерно указано судами, Постановление N 695-ПП прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 сентября 2013 г. N Ф09-9088/13 по делу N А60-50612/2012