Екатеринбург |
|
02 октября 2013 г. |
Дело N А76-907/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Платоновой Е.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.04.2013 по делу N А76-907/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Закрытое акционерное общество "КОНАР" (далее - общество "КОНАР") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения кадастровой палаты от 20.11.2012 N Ф7400/12-119146 о приостановлении осуществления кадастрового учета; о признании незаконным решения кадастровой палаты от 21.02.2013 N Ф7400/13-29346 об отказе в учете изменений объекта недвижимости; об обязании кадастровой палаты в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда осуществить государственный учет изменений земельного участка с кадастровым номером 74:36:0118001:128 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования "для эксплуатации производственных зданий" (с учетом принятого арбитражным судом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.04.2013 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными как противоречащими п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения кадастровой палаты от 20.11.2012 N Ф7400/12-119146, от 21.02.2013 N Ф7400/13-29346. На кадастровую палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "КОНАР" путем принятия в течение 30 дней с момента вынесения данного судебного акта решения о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 74:36:0118001:128 на основании заявления от 23.10.2012 N 74-0-1-128/3036/2012-17387.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Румянцев А.А., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 1, ч. 2, 6 ст. 30, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 8, 8.1 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель отмечает, что на основании представленных в кадастровую палату документов, учитывая отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах г. Челябинска, органу кадастрового учета не представлялось возможным определить то, что спорный земельный участок входит именно в зону предприятий и промышленных объектов "Г 1.2.". По ее мнению, при поступлении заявления об изменении вида разрешенного использования в случае, если в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, уполномоченным органом принято решение об изменении вида разрешенного использования, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает необходимые документы для изменения сведений государственного кадастра недвижимости. При этом при поступлении заявления и необходимых документов в случае, когда заинтересованное лицо самостоятельно выбирает вид разрешенного использования земельного участка, обязанность органа кадастрового учета по запросу документа, устанавливающего вид разрешенного использования, отсутствует, так как в данном случае все возможные виды разрешенного использования земельного участка уже определены Правилами землепользования и застройки и заявителем осуществлен самостоятельный выбор разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что 15.12.2006 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок общей площадью 3857 кв. м с кадастровым номером 74:36:0118001:128 (предыдущий кадастровый номер - 74:36:0118001:91). Категория земель - "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования - "для эксплуатации прилегающей территории к нежилому зданию". Местоположение: г. Челябинск, Металлургический район, ул. Хлебозаводская, 5. Данное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.11.2010 N 7436/232/10-285.
На основании зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) долгосрочного договора аренды земли г. Челябинска от 22.10.2007 серии УЗ N 000803-Д-2007 со сроком аренды на 20 лет и договора о передаче прав и обязанностей арендатора от 18.07.2012 общество "КОНАР" является арендатором земельного участка общей площадью 3857 кв. м с кадастровым номером 74:36:0118001:128.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 18.07.2012 обществу "КОНАР" также принадлежат на праве собственности два нежилых здания: склад общей площадью 2734,9 кв. м и стол заказов общей площадью 252,9 кв. м.
Общество "КОНАР" обратилось в кадастровую палату с заявлением от 23.10.2012 N 74-0-1-128/3036/2012-17387 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0118001:128 на выбранный заявителем вид: "для эксплуатации производственных зданий". К заявлению приложены следующие документы: доверенность от 19.05.2011; договор аренды от 22.10.2007; договор от 18.07.2012; кадастровый паспорт земельного участка от 19.11.2010; письмо от 23.10.2012; правила застройки от 27.04.2004; свидетельства о государственной регистрации прав от 10.08.2012 N 038978, 038979; схема от 23.10.2012.
Решением от 20.11.2012 N Ф7400/12-119146 кадастровая палата приостановила осуществление кадастрового учета по заявлению общества "КОНАР" со ссылкой на то, что в составе необходимых для кадастрового учета документов отсутствует письмо органа местного самоуправления, в котором отражена информация о конкретном земельном участке и его принадлежности к определенной зоне с указанием выбранного вида разрешенного использования.
Решением от 21.02.2013 N Ф7400/13-29346 кадастровая палата отказала в учете изменений объекта недвижимости по заявлению общества "КОНАР". Данное решение мотивировано истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении кадастрового учета от 20.11.2012 N Ф7400/12-119146.
Полагая, что решения кадастровой палаты N Ф7400/12-119146, Ф7400/13-29346 являются незаконными, нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, общество "КОНАР" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в п. 7, 13, 14, 15 или 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. В случае, если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. 7, 13, 14, 15 или 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 21.07.2011 N 257-ФЗ) постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в п. 9 и 10 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в п. 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в п. 7, 11, 13, 14, 15 или 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными п. 8 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений).
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ).
Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ), если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в том числе, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п.14 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном ч. 8 ст. 15 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что в случае обращения правообладателя с заявлением об учете изменений вида разрешенного использования земельного участка орган кадастрового учета должен самостоятельно запросить документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, предусмотрено, что орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета, в том числе, выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
То обстоятельство, что вновь утвержденные решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 Правила землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" до обращения общества "КОНАР" с заявлением от 23.10.2012 N 74-0-1-128/3036/2012-17387 в кадастровую палату представлены не были, не является основанием для отказа в государственном кадастровом учете испрашиваемых заявителем изменений.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии у кадастровой палаты правовых оснований для вынесения оспариваемых обществом решений.
При этом следует принять во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка, с заявлением об изменении которого обращалось общество "КОНАР", соответствует фактическому использованию земельного участка и виду разрешенного использования, определенному в договоре аренды земли г. Челябинска от 22.10.2007 серии УЗ N 000803-Д-2007 (для эксплуатации нежилого здания (стол заказов) и прилегающей территории).
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при поступлении заявления об изменении вида разрешенного использования в случае, если в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, уполномоченным органом принято решение об изменении вида разрешенного использования, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает необходимые документы для изменения сведений государственного кадастра недвижимости, в то время как при поступлении заявления и необходимых документов в случае, когда заинтересованное лицо самостоятельно выбирает вид разрешенного использования земельного участка, обязанность органа кадастрового учета по запросу документа, устанавливающего вид разрешенного использования, отсутствует, основаны на неправильном толковании норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.04.2013 по делу N А76-907/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области- без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, предусмотрено, что орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета, в том числе, выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при поступлении заявления об изменении вида разрешенного использования в случае, если в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, уполномоченным органом принято решение об изменении вида разрешенного использования, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает необходимые документы для изменения сведений государственного кадастра недвижимости, в то время как при поступлении заявления и необходимых документов в случае, когда заинтересованное лицо самостоятельно выбирает вид разрешенного использования земельного участка, обязанность органа кадастрового учета по запросу документа, устанавливающего вид разрешенного использования, отсутствует, основаны на неправильном толковании норм права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 октября 2013 г. N Ф09-10348/13 по делу N А76-907/2013