Екатеринбург |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А71-15069/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д.В., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации города Ижевска (далее - управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18. 03. 2013 года по делу N А71-15069/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления - Максютина В.М. (доверенность от 09.04.2013 N 13);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) - Воробьева Е.В. (доверенность от 09.01.2013 N 1), Хабибуллин М.М.) доверенность от 09.01.2013 N 8);
Администрации г.Ижевска - Корытцев А.Е. (доверенность от 20.11.2012 N 01-30-6997).
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными акта выездной налоговой проверки от 05.09.2012 N 15-45/034 и решения от 28.09.2012 N 15-46/036 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных инспекцией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г.Ижевска, Управление финансов Администрации г.Ижевска.
Решением суда от 18.03.2013 (судья Мосина Л.Ф.) производство по делу в части признания незаконным акта выездной налоговой проверки инспекции от 05.09.2012 N 15-45/034 прекращено. В удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения налогового органа от 28.09.2012 N 15-46/036 отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить в части признания незаконным решения инспекции от 28.09.2012 N 15-46/036, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на отсутствии у него обязанности по уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с сумм, поступивших от хозяйствующих субъектов в муниципальный бюджет за использование муниципального имущества по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве Администрация города Ижевска поддерживает позицию заявителя, отмечая, что имущество, на котором устанавливаются за плату рекламные конструкции, является исключительно муниципальной собственностью, в связи с чем именно муниципальное образование, а не управление, распоряжаясь своим недвижимым имуществом, получает доход от рассматриваемого вида деятельности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам проведенной выездной налоговой проверки заявителя за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 составлен акт от 05.09.2012 N 15-45/034 и вынесено решение от 28.09.2012 N 15-46/036 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым управлению начислен налогу на прибыль в сумме 14 996 393 руб. и НДС в сумме 13 496 752 руб. 25 коп, соответствующие пени и штрафы по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о неправомерном неисчислении и неуплате в проверяемом периоде управлением указанных налогов с выручки, получаемой от операций по представлению третьим лицам права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 22.11.2012 N 06-06/14983@ решение инспекции утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, заявитель является юридическим лицом и, соответственно, признается налогоплательщиком-организацией в смысле ст. 19 Кодекса.
Судами также указано, что предоставляя третьим лицам право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, заявитель в соответствующих договорах выступал от собственного имени; заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не является исключительным полномочием управления, в связи с чем не имеется оснований для применения п.п.4 п.2 ст. 146 Кодекса; предоставление управлением по указанным договорам прав на установку рекламных конструкций отвечает понятию реализации имущественного права и является объектом обложения НДС; заключение рассматриваемых договоров не входит в перечень вопросов местного значения, следовательно, данная деятельность не относится к исполнению управлением муниципальных функций, а является самостоятельной, направленной на получение дохода деятельности; факт оплаты по договорам непосредственно в местный бюджет, минуя счета управления, не влияет на обязанность управления по уплате налогов с соответствующих хозяйственных операций.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона о рекламе и гражданского законодательства.
В силу ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определен порядок участия, в том числе, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
Так, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как следует из ст. 24 Устава города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 16.06.2005 N 333 (далее - Устав города Ижевска), Администрация города Ижевска является органом местного самоуправления.
В силу ст. 41 Устава города Ижевска Администрация города Ижевска состоит из следующих структурных подразделений: являющихся самостоятельными юридическими лицами территориальных органов (администраций районов города), отраслевых (функциональных) органов, не обладающих статусом юридического лица, а также отраслевых (функциональных) органов, наделенных таким статусом.
В соответствии с Положением об Управлении по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 333 (далее - Положение), управление является функциональным органом, структурным подразделением Администрации города Ижевска, зарегистрированным в качестве самостоятельного юридического лица.
Финансирование расходов на содержание управления и исполнение возложенных на него полномочий осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города Ижевска.
Средства, полученные из бюджета города Ижевска, расходуются управлением в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Пунктом 1.4 Положения определено, что управление, являясь структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляет управленческие функции в области размещения объектов наружной рекламы, в том числе, заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на землях общего пользования, земельных участках, свободных от прав третьих лиц, и другом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования.
Как видно из материалов дела, в проверяемом периоде управление в пределах вышеуказанных полномочий осуществляло деятельность по заключению с хозяйствующими субъектами возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.
Принимая во внимание правовой статус управления (структурное подразделение органа местного самоуправления), а также те обстоятельства, что вышеуказанное имущество, являясь муниципальной собственностью, не передавалось в оперативное управление заявителю, плата за возможность установки и эксплуатации рекламных конструкций вносилась хозяйствующими субъектами в местный бюджет, минуя счета заявителя, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суть рассматриваемых правоотношений состоит в предоставлении хозяйствующим субъектам возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций не заявителем, а непосредственно муниципальным образованием - городом Ижевском, как собственником соответствующих земельных участков и иного имущества, на основании ч.5 ст. 19 Закона о рекламе.
Получателем денежных средств от такого вида деятельности также является муниципальное образование, но не заявитель.
Между тем в силу ст. 19, 143, 246 Кодекса муниципальные образования не являются плательщиками НДС и налога на прибыль, в связи с чем у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления управлению оспариваемых сумм налога на прибыль и НДС.
Наличие у заявителя статуса юридического лица и заключение им рассматриваемых договоров от своего имени, а не от имени муниципального образования, не являются определяющими в данном деле с учетом положений 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в связи с неправильным применением вышеуказанных норм материального права судебные акты в оспариваемой части подлежат отмене, заявленные управлением требования - удовлетворению.
Руководствуясь ст.286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.03.2013 по делу N А71-15069/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике N15-46/036 от 28.09.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В указанной части заявленное Управлением по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации города Ижевска требование удовлетворить. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Удмуртской Республике N 15-46/036 от 28.09.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.А.Кравцова |
Судьи |
О.Г.Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
По мнению управления, у него отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль и НДС с сумм, поступивших от хозяйствующих субъектов в муниципальный бюджет за использование муниципального имущества по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Суд согласился с позицией управления.
Управление по наружной рекламе является функциональным органом, структурным подразделением Администрации города, зарегистрированным в качестве самостоятельного юридического лица.
В пределах предоставленных полномочий управление осуществляло деятельность по заключению с хозяйствующими субъектами возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.
С учетом указанных обстоятельств плата за возможность установки и эксплуатации рекламных конструкций вносилась хозяйствующими субъектами в местный бюджет, минуя счет управления.
Таким образом, возможность установки и эксплуатации рекламных конструкций предоставлена не управлением, а непосредственно муниципальным образованием, как собственником земельных участков и иного имущества.
Получателем денежных средств от такого вида деятельности также является муниципальное образование.
Между тем в силу ст. 19, 143, 246 НК РФ муниципальные образования не являются плательщиками НДС и налога на прибыль, в связи с чем у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления управлению сумм налога на прибыль и НДС.
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции требования управления удовлетворил, решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции отменил.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2013 г. N Ф09-9739/13 по делу N А71-15069/2012