Екатеринбург |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А76-23746/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Семёновой З.Г., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.02.2013 по делу N А76-23746/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления - Смирнова А.В. (доверенность от 09.01.2013 N 1).
Управление (ИНН: 7418003257, ОГРН: 1027401101364; 1027401100044) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральному государственном бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (ИНН: 7451100000, ОГРН: 1027402902537; далее - учреждение "ФКП") об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 74:35:0900001:16, площадью 35144 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, перекресток автодорог Челябинск - Троицк - Кустанай.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Глубоких Андрей Борисович.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.02.2013 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 (судьи Суспицина Л.А., Карпачева М.И., Соколова И.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить обжалуемые судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неполное выяснение судами имеющих существенное значение для дела обстоятельств. Заявитель указывает на то, что сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном земельном участке нарушает его права и законные интересы как структурного подразделения органа местного самоуправления, поскольку препятствует формированию иного земельного участка на основании постановлений администрации г. Троицка от 10.03.2010 N 404, от 05.09.2011 N 1793. Заявитель ссылается на то, что постановление главы администрации г. Троицка от 27.08.2008 N 1272, на основании которого был сформирован спорный земельный участок, утратило силу, договор аренды данного участка прекратил свое действие, вид разрешенного использования участка, установленный в настоящее время, не соответствует утвержденному проекту планировки территории. При этом Управление подтверждает тот факт, что спорный земельный участок утратил статус "временного" и не является преобразуемым.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением главы администрации г. Троицка от 27.08.2008 N 1272 Глубоких А.Б. согласовано место размещения и разрешено проектирование торгового оптово-розничного центра в районе перекрестка автодорог Челябинск - Троицк - Кустанай, утвержден акт выбора земельного участка от 10.07.2008. Глубоких А.Б. предписано получить в Отделе по архитектуре и градостроительству Управления по капитальному строительству и архитектуре администрации г. Троицка исходно-разрешительную документацию на проектирование, разработать проектно-сметную документацию, согласовать ее с учетом положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию и оформить разрешение на строительство в течение 3 лет со дня подписания настоящего постановления, в случае невыполнения настоящего условия, постановление считать утратившим силу, на период проектирования оформить земельные отношения в Управлении.
В государственный кадастр недвижимости 18.02.2009 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:35:0900001:16, площадью 35 144 кв. м, местоположение: Челябинская обл., г. Троицк, р-н перекрестка автодорог Челябинск - Троицк - Кустанай, вид разрешенного использования - проектирование торгового оптово-розничного центра (кадастровый паспорт земельного участка от 24.02.2009).
Между Управлением (арендодатель) и Глубоких А.Б. (арендатор) 23.03.2009 заключен договор N 98.09.02.01.04 аренды земельного участка кадастровый номер 74:35:0900001:16, площадью 35144 кв. м, расположенного по адресу: г. Троицк, в районе перекрестка автодорог Челябинск - Троицк - Кустанай, для проектирования торгового оптово-розничного центра, на срок 2 года.
В силу п. 7.5 договора он прекращает действие по истечении указанного срока.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 23.03.2009.
Договор аренды от 23.03.2009 N 98.09.02.01.04 зарегистрирован в установленном законом порядке (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.11.2009 N 35/088/2009-16).
Постановлением администрации г. Троицка от 10.03.2010 N 404 утверждена основная (утверждаемая) часть проекта планировки территории, ограниченной санитарно-защитной зоной строящейся газовой автозаправочной станции и существующей жилой застройкой по ул. им. А.С. Макаренко, разработанная обществом с ограниченной ответственностью проектно-конструкторское бюро "Южуралпроект".
Постановлением администрации г. Троицка от 05.09.2011 N 1793 утвержден проект планировки территории, ограниченной санитарно-защитной зоной строящейся газовой автозаправочной станцией и существующей жилой застройкой по ул. им. А.С. Макаренко.
Согласно уведомлению от 03.02.2012 N 35/012/2012-272 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 74:35:0900001:16.
Ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка от 23.03.2009 N 98.09.02.01.04 прекращен в связи с истечением срока его действия, Управление обратилось в учреждение "ФКП" с заявлением о снятии данного земельного участка с кадастрового учета, поскольку существование в государственном кадастре недвижимости сведений об указанном земельном участке препятствует формированию земельного участка в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (в связи с пересечением границ существующего и формируемого земельного участка).
Учреждение "ФКП" в решении от 13.01.2012 N Ф7400/12-2081 отказало в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:35:0900001:16 на основании ч. 6 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Челябинской области с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости (ст. 1 названного Закона).
В соответствии с ч. 4 ст. 24, ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, в ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судами сделан правильный вывод о том, что положениями ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
На основании ч. 6 ст. 27 названного Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
При рассмотрении спора суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 74:35:0900001:16 поставлен на кадастровый учет 18.02.2009, в отношении данного участка 15.10.2009 зарегистрировано право аренды на основании договора от 23.03.2009 N 98.09.02.01.04, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что участок не может быть снят с кадастрового учета в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" как объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости и носят временный характер.
Оценив представленные в дело доказательства (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды сделали обоснованный вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:35:0900001:16 не является преобразуемым в порядке, предусмотренном ст. 11.4-11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (раздел, выдел, объединение, перераспределение участка), в связи с чем не может быть снят с кадастрового учета на основании п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом изложенного следует признать обоснованным вывод судов о том, что Управлением не представлено доказательств наличия оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета, предусмотренных ст. 24, 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки Управления на то, что сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном земельном участке препятствует формированию иного земельного участка на основании постановлений администрации г. Троицка от 10.03.2010 N 404, от 05.09.2011 N 1793, отклоняются, поскольку доказательств, подтверждающих невозможность преобразования спорного земельного участка, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.02.2013 по делу N А76-23746/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
З.Г. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судами сделан правильный вывод о том, что положениями ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
...
При рассмотрении спора суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 74:35:0900001:16 поставлен на кадастровый учет 18.02.2009, в отношении данного участка 15.10.2009 зарегистрировано право аренды на основании договора от 23.03.2009 N 98.09.02.01.04, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что участок не может быть снят с кадастрового учета в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" как объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости и носят временный характер.
Оценив представленные в дело доказательства (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды сделали обоснованный вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:35:0900001:16 не является преобразуемым в порядке, предусмотренном ст. 11.4-11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (раздел, выдел, объединение, перераспределение участка), в связи с чем не может быть снят с кадастрового учета на основании п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом изложенного следует признать обоснованным вывод судов о том, что Управлением не представлено доказательств наличия оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета, предусмотренных ст. 24, 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2013 г. N Ф09-9373/13 по делу N А76-23746/2011