Екатеринбург |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А50-20121/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2015 г.
Постановлением Верховного Суда РФ от 2 декабря 2015 г. N 309-АД15-12726 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Чикулаева Романа Владимировича (далее - заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2014 по делу N А50-20121/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие Чикулаев Р.В. (паспорт).
Представители остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Главным управлением Банка России по Пермскому краю (далее - административный орган, банк) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Названное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено.
Чикулаев Р.В. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к банку об оспаривании постановления от 28.08.2014 N 57-14-Ю/АП-59-14/260/3140 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 19.12.2014 (судья Дубов А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 (судьи Щеклеина Л.Ю., Грибиниченко О.Г., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Чикулев Р.В. просит указанные судебные акты отменить или изменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, допущенное обществом с ограниченной ответственностью "Компания Брокеркредитсервис" (далее - общество "Компания Брокеркредитсервис") правонарушение неправомерно и необоснованно квалифицировано судами как недлящееся, поскольку правонарушение, выразившееся в непредоставлении заявителю, как инвестору, информации, является незаконченным и длящимся вплоть до надлежащего исполнения обязанности лицом или пресечения нарушения компетентным органом. Заявитель жалобы отмечает, что срок для предоставления информации инвестору нормативно не установлен; правонарушение можно считать имевшим место лишь с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Пермского края по делу N 50-25829/2013, то есть с 08 мая 2014 года.
В отзывах на кассационную жалобу банк и общество просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Чикулаев Р.В., являясь клиентом общества "Компания Брокеркредитсервис" (комплексное обслуживание, включая брокерские, депозитарные услуги), 28.05.2013 обратился с требованием о предоставлении документов и информации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг", в том числе в отношении приобретенных и отчужденных им ценных бумаг с даты начала действия Генерального соглашения от 28.10.2010 N 9604/10.
Письмом 10.06.2013 N 007-01-Ф28-2013 общество "Компания Брокеркредитсервис" предоставило Чикулаеву Р.В. соответствующую информацию и документы, кроме предусмотренной п. 3 и п. 4 ст. 6 Закона "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг", указав при этом на необходимость уточнить в отношении каких именно ценных бумаг необходимо предоставление такой информации.
В связи с неполным представлением обществом "Компания Брокеркредитсервис" затребованной информации заявитель обратился в надзорный орган с заявлением о нарушении законодательства о финансовых рынках и привлечении общества "Компания Брокеркредитсервис" к административной ответственности.
По результатам рассмотрения заявления Чикулаева Р.В. и приложенных документов должностным лицом Службы банка России по финансовым рынкам вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13.09.2013 N 13-1/оп-отк в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 Кодекса.
Не согласившись с выводами административного органа, заявитель обжаловал определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в вышестоящий орган. Решением от 26.11.2013 N 13-43/рн, вынесенным заместителем руководителя Службы Банка России по финансовым рынкам Пурескиной Я.В., определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13.09.2013 N 13-1/оп-отк оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
Указанные определение и решение обжалованы заявителем в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2014 по делу N А50-25829/2013, оставленным без изменения арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций, определение и решение административного органа отменены.
Заместителем руководителя - начальником Управления по рассмотрению обращений потребителей финансовых услуг и инвесторов Банка России в отношении общества "Компания Брокеркредитсервис" составлен протокол об административном правонарушении N АП-ПР-59-14/192, в котором указано, что в нарушение п. 3 и 4 ст. 6 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" общество "Компания Брокеркредитсервис" не представило Чикулаеву Р.В. копии запрашиваемых документов; правонарушение квалифицировано административным органом по ч. 1 ст. 15.19 Кодекса.
Заместитель руководителя банка по результатам рассмотрения дела вынес постановление от 27.08.2014 N 57-14-Ю/АП-59-14/260/3140, которым прекратил производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении общества "Компания Брокеркредитсервис", в связи с истечением установленного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к ответственности.
Полагая, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества "Компания Брокеркредитсервис" является незаконным, Чикулаев Р.В. обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводам о законности и обоснованности оспариваемого постановления административного органа и отсутствии оснований для его отмены.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В силу ч. 1 ст. 15.19 Кодекса непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.7.3 Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в непредставлении или нарушении сроков представления, в том числе профессиональным участником рынка ценных бумаг, информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Такое правонарушение является оконченным с момента непредставления информации в установленный срок.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные ч. 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ) эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2, 3 и 4 ст. 6 названного Федерального закона профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию инвестора предоставить ему следующие документы и информацию: копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны); сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде.
Профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить следующую информацию:
сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска, а в случае совершения сделки с ценными бумагами, выпуск которых не подлежит государственной регистрации в соответствии с требованиями федеральных законов, - идентификационный номер выпуска таких ценных бумаг;
сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии;
сведения о ценах этих ценных бумаг на организованных торгах в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в котировальный список биржи, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в котировальных списках бирж;
сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились;
сведения об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Профессиональный участник при отчуждении ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить информацию о:
ценах этих ценных бумаг на организованных торгах в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в котировальный список биржи, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в котировальных списках бирж;
ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.
Данный Федеральный закон не устанавливает порядка, в том числе срока предоставления информации инвесторам в соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 6 Закона.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, действовавшими в спорный период Правилами осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденными в соответствии с п. 3, 4 ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Постановлением Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 11.10.1999 N 9 (зарегистрировано в Минюсте РФ 05 января 2000 года N 2040), предписано профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, в течение 30 дней с даты вступления в силу указанного Постановления разработать и утвердить порядок предоставления информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг.
Таким образом, срок исполнения данной обязанности устанавливается Порядком предоставления информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг, разрабатываемым и утверждаемым профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом "Компания Брокеркредитсервис" разработан и утвержден Порядок предоставления информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг (далее - Порядок).
Порядок размещен обществом "Компания Брокеркредитсервис" в открытом доступе на официальном сайте общества "Компания Брокеркредитсервис" в сети Интернет http://broker.ru в разделе О Компании/Правовая информация.
В соответствии с п. 5.4.1 Порядка срок для предоставления обществом "Компания Брокеркредитсервис" копий документов и информации инвестору по его письменному требованию составляет 30 календарных дней с даты получения им требования инвестора о предоставлении копий документов и/или информации (в редакции от 12 апреля 2013).
Указанный срок предоставления копий документов и информации инвестору во исполнение его требования согласован обществом "Компания Брокеркредитсервис" с заявителем. Так, указанный срок на предоставление информации содержится в Регламенте оказания услуг на рынке ценных бумаг общества с ограниченной ответственностью "Компания Брокеркредитсервис" (далее - Регламент), который является неотъемлемой частью Генерального соглашения от 28.10.2010 N 9604/10, заключенного между заявителем и обществом "Компания Брокеркредитсервис".
В соответствии с Регламентом срок на предоставление обществом "Компания Брокеркредитсервис" ответа клиенту по результатам рассмотрения его обращения, в том числе на предоставление информации в соответствии с Законом, составляет 30 календарных дней с даты получения названным обществом обращения клиента (п. 34.6, Регламента, Регламент размещен обществом "Компания Брокеркредитсервис" в открытом доступе на его официальном сайте в сети Интернет http://broker.ru/regulatioN s).
Как верно отмечено судами, установленный Порядком, Регламентом оказания услуг на рынке ценных бумаг 30-дневный срок предоставления информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг отвечает требованиям разумности и добросовестности и не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Так, например, законодательством Российской Федерации установлен 30-дневный срок на исполнение профессиональным участником рынка ценных бумаг обязанности по рассмотрению обращений инвестора, а именно: п. 7.4 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденный Приказом ФСФР России от 24.05.2012 N 12-32/пз-н, устанавливает, что обращения инвесторов рассматриваются профессиональным участником рынка ценных бумаг в срок не позднее 30 дней со дня поступления.
В противном случае установление обязанности по предоставлению информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг без установления срока утратило бы всякий смысл и могло бы привести к различным злоупотреблениям как со стороны профессионального участника рынка ценных бумаг, так и со стороны инвестора.
Таким образом, неисполнение профессиональным участником рынка ценных бумаг в установленный срок обязанности по предоставлению информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг образует административное правонарушение, не носящее длящийся характер, поскольку обязанность должна быть выполнена в определенный срок.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что запрос Чикулаева Р.В. поступил в общество "Компания Брокеркредитсервис" 28.05.2013. Срок исполнения запроса 30 дней.
Руководствуясь положениями ст. 4.5 Кодекса и правовой позицией, изложенной п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая установленные обстоятельства, суды пришли к верному выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за непредоставление обществом "Компания Брокеркредитсервис" информации, предусмотренной п. 3 и 4 ст. 6 Закона, исчисляется с 28.05.2013 и истек 28.06.2014.
Иное толкование заявителем положений законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2014 по делу N А50-20121/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Чикулаева Романа Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.
Данный Федеральный закон не устанавливает порядка, в том числе срока предоставления информации инвесторам в соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 6 Закона.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, действовавшими в спорный период Правилами осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденными в соответствии с п. 3, 4 ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Постановлением Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 11.10.1999 N 9 (зарегистрировано в Минюсте РФ 05 января 2000 года N 2040), предписано профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, в течение 30 дней с даты вступления в силу указанного Постановления разработать и утвердить порядок предоставления информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2015 г. N Ф09-3698/15 по делу N А50-20121/2014