Екатеринбург |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А50-25124/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Василенко С. Н., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод "Торгмаш" (далее - общество "Завод "Торгмаш") на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.04.2013 по делу N А50-25124/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края, принял участие представитель общества "Завод "Торгмаш" - Морозова И.В. (доверенность от 12.12.2012).
Общество "Завод "Торгмаш" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Перми (далее - Управление) от 18.09.2012 N 40 о привлечении заявителя к ответственности:
по ч. 1 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в виде начисления штрафа в сумме 124 356 руб. 80 коп.;
по ч. 3 ст. 17 Федерального Закона "Об обязательном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.01.1996 N 27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.01.1996 N 27-ФЗ) в виде начисления штрафа в сумме 53 894 руб.;
начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010-2011 г.:
на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 485 602,0 рублей;
на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 52 680,0 руб.;
на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 42 892,0 руб.;
на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 40 610,0 руб.;
начислении соответствующих пеней по страховым взносам:
на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 82 594,72 руб.,
на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 9276,41 руб.,
на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 6496,95 руб.,
на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 6900,92 руб.
Оспариваемое решение принято Управлением по результатам документальной выездной проверки общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, которой установлены факты занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование на суммы ежемесячных вознаграждений, выплачиваемых трем членам наблюдательного совета.
Решением суда от 15.04.2013 (судья Байдина И.В.) оспариваемое решение признано недействительным в части назначения штрафа в сумме, превышающей 50 000 руб., примененного по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, и штрафа в сумме, превышающей 25 000 руб., примененного по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в связи с установлением смягчающих ответственность обстоятельств. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 (судьи Гулякова Г.Н., Савельева Н.М., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Завод "Торгмаш" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и неполное исследование всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения настоящего дела. Заявитель кассационной жалобы полагает, что спорные выплаты, произведенные обществом в пользу членов наблюдательного совета общества, не соответствуют критериям установления объекта обложения страховыми взносами, названным в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, следовательно неправомерно отнесены к объекту обложения страховыми взносами. Общество указывает на тот факт, что выплата вознаграждений членам наблюдательного совета производится не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, а на основании решения общего собрания участников общества, и такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 данного Федерального закона.
Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212 - ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.01.1996 N 27 - ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций установлено, что учредителем общества "Завод "Торгмаш" является Пермская краевая организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". Правлением в форме Президиума Пермской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" утверждено Положение о наблюдательном совете общества "Завод "Торгмаш". В соответствии с пунктом 1.8 названного Положения, по решению учредителя председателю и членам наблюдательного совета в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов наблюдательного совета общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением учредителя - Пермской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", которое принимается на заседании правления в форме президиума.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в компетенцию наблюдательного совета входит анализ производственно-хозяйственной деятельности общества, оперативный контроль за выполнением обществом основных производственных показателей при запланированном уровне рентабельности и соблюдением финансовой дисциплины, рассмотрение и согласование кандидатур, представленных директором общества на назначение на должности главного инженера, заместителей директора и главного бухгалтера общества, директора и прочее. В состав наблюдательного совета на период с 17.11.2007 по 17.11.2009, с 18.11.2009 по 18.11.2011 и с 18.11.2011 по 18.11.2013 вошли Морошкина Н.И. (заместитель председателя), Романова Н.А. (главный бухгалтер) и Шишкина В.И. (председатель). На заседании правления в форме президиума от 26.10.2007 N 66 и от 10.11.2009 N 96 решено поручить директору общества Новикову В.А. заключить договоры с членами наблюдательного совета на каждый из 2-хлетних периодов и установить ежемесячное вознаграждение в размере двух среднемесячных зарплат по обществу "Завод "Торгмаш" согласно Положению об оплате труда работников, а в случае выполнения обществом плановых показателей выплачивается дополнительное вознаграждение в размере 70% от двух среднемесячных зарплат. Решено, что начисление и оплату труда председателю и членам наблюдательного совета следует производить за счет средств общества и решено обязать директора общества заключить договоры с членами наблюдательного совета. Решение правления Пермской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" в форме президиума директором общества исполнено, договоры с указанными лицами заключены.
В ходе проверки соблюдения обществом законодательства о страховых взносах за 2010 и 2011 годы названные выплаты (ежемесячные выплаты) квалифицированы Управлением как выплаты по гражданско-правовым договорам со ссылкой на ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, подлежащие обложению страховыми взносами.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации с учетом обстоятельств систематического характера выплат, круга лиц, которым они производились, размеров ежемесячно выплачиваемых членам совета директоров (наблюдательного совета) денежных сумм, суды сделали правомерные выводы о том, что данные выплаты осуществлялись в рамках гражданско-правовых правоотношений общества "Завод "Торгмаш" с названными лицами и связаны с выполнением ими в интересах общества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций и в качестве таковых подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Как правомерно указано судами первой и апелляционной инстанций, согласно положениям ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ освобождение от обложения страховыми взносами производится только в части выплат членам совета директоров, связанных с оплатой суточных, проездных и иных аналогичных затрат, при отсутствии такого правила для иных вознаграждений, выплаченных указанным лицам.
При этом суды правомерно отметили, что в справках 2-НДФЛ за 2010 и 2011 год, своевременно представленных в налоговые инспекции в отношении трех членов наблюдательного совета, изначально код дохода был указан 2000, что соответствует вознаграждению, получаемому за выполнение трудовых и иных обязанностей. После составления акта выездной проверки обществом код изменен на 2001, что означает вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа).
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что обществом "Завод "Торгмаш" допущено занижение базы для исчисления страховых взносов и в связи с этим представлены неполные и недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок принятия оспариваемого решения, установленный действующим законодательством, Управлением соблюден, а нарушения, допущенные при рассмотрении жалобы заявителя Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, не являются основанием для признания недействительным решения Управления от 18.09.2012 N 40.
Таким образом суды правомерно сочли оспариваемое решение учреждения соответствующим требованиям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Вместе с тем, суд первой инстанции исследовав обстоятельства совершенного обществом правонарушения и степень его вины, а также оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, признал в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, отсутствие умысла на совершение правонарушения, учел совершение нарушения впервые, а также то обстоятельство, что сотрудниками общества являются лица с ограниченными возможностями, и обоснованно снизил размер назначенных штрафных санкций.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Завод "Торгмаш" требований.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества "Завод "Торгмаш", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.04.2013 по делу N А50-25124/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод "Торгмаш" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации с учетом обстоятельств систематического характера выплат, круга лиц, которым они производились, размеров ежемесячно выплачиваемых членам совета директоров (наблюдательного совета) денежных сумм, суды сделали правомерные выводы о том, что данные выплаты осуществлялись в рамках гражданско-правовых правоотношений общества "Завод "Торгмаш" с названными лицами и связаны с выполнением ими в интересах общества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций и в качестве таковых подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Как правомерно указано судами первой и апелляционной инстанций, согласно положениям ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ освобождение от обложения страховыми взносами производится только в части выплат членам совета директоров, связанных с оплатой суточных, проездных и иных аналогичных затрат, при отсутствии такого правила для иных вознаграждений, выплаченных указанным лицам.
...
Порядок принятия оспариваемого решения, установленный действующим законодательством, Управлением соблюден, а нарушения, допущенные при рассмотрении жалобы заявителя Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, не являются основанием для признания недействительным решения Управления от 18.09.2012 N 40.
Таким образом суды правомерно сочли оспариваемое решение учреждения соответствующим требованиям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 ноября 2013 г. N Ф09-9127/13 по делу N А50-25124/2012