Екатеринбург |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А07-6406/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Татариновой И.А., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН 0275016083, ОГРН 1020202556659; далее - отделение фонда, учреждение, страховщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2013 по делу N А07-6406/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились. От общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Станкостроение" (ИНН 0268061504, ОГРН 1120268002535; далее - общество, страхователь, заявитель) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными решения учреждения от 05.03.2013 N 8 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и выставленного на основании данного решения требования от 15.03.2013 N 8 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей; о взыскании с учреждения незаконно списанного со счета общества штрафа в сумме 283 018 руб. 07 коп. и государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решением суда от 15.07.2013 (судья Чернышова С.Л.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 (судьи Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М., Тимохин О.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, отмечая при этом, что процессуальный порядок привлечения страхователя к ответственности соблюден, расчет суммы штрафа произведен верно.
По мнению общества, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела, правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения; нарушений процессуальных норм судами не допущено. Общество просит оставить вынесенные по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу отделения фонда - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество, зарегистрированное 25.09.2012 в качестве страхователя по месту нахождения в отделении фонда, 15.01.2013 представило в учреждение расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ) за 2012 год.
Учреждением по результатам проведенной камеральной проверки представленного обществом расчета составлен акт от 07.02.2013 N 8, где зафиксировано, что страхователем в нарушение ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) не представлен (представлен позже установленного срока) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ) за период - 9 месяцев 2012 года. Срок предоставления расчета за отчетный период: 9 месяцев 2012 года - 15.10.2012. Количество полных и неполных месяцев просрочки всего 3, начиная с 181-го календарного дня 0. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате на основе представленного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, - 1 886 787 руб. 16 коп.
На основании данного акта отделением фонда вынесено решение от 05.03.2013 N 8 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 19 Закона N 125-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 283 018 руб. 07 коп. за нарушение срока представления отчетности в Фонд социального страхования.
В связи с этим обществу выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей от 05.03.2013 N 8 с указанием срока для добровольной уплаты штрафа - до 25.03.2013.
В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке указанного требования, управлением 29.03.2013 вынесено решение N 55 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке и выставлено инкассовое поручение от 29.03.2013 N 482. В бесспорном порядке штраф списан со счета общества 01.04.2013.
Общество, полагая, что вышеуказанные решение от 05.03.2013 N 8 и требование учреждения от 15.03.2013 N 8 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, отделением фонда произведено незаконное списание со счета названной суммы штрафа, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд признает ненормативный правовой акт недействительным, решение, действие (бездействие) незаконным, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 24 Закона N 125-ФЗ предусмотрена обязанность страхователей ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять страховщику отчетность по установленной форме.
Ответственность за нарушение указанного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление предусмотрена в абз. 6, 7 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ.
Привлечение страховщиком страхователя к ответственности осуществляется согласно абз. 8 п. 1 ст. 19 названного Федерального закона в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 6 информационного письма от 20.02.2006 N 105 разъяснил, что установленное в абз. 7 (в действующей редакции абз. 8) п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ правило о привлечении страхователя к ответственности страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному Налоговым кодексом Российской Федерации, для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Проведение камеральной налоговой проверки возможно только при наличии представленной налоговой декларации по конкретному виду налога, применительно к рассматриваемому случаю - предусмотренной ст. 24 Закона N 125-ФЗ расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ за 2012 год.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что камеральная проверка проводилась учреждением на основании представленной обществом расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ за 2012 год. При этом нарушений по сроку ее представления и по правильности исчисленных страховых взносов со стороны общества отделением фонда не выявлено.
В связи с этим правовых оснований для составления акта проверки по предмету камеральной проверки (расчет за 2012 год) и вынесения решения о привлечении общества к ответственности у учреждения не имелось.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае основанием для принятия оспариваемого решения о привлечении страхователя к ответственности явилось непредставление обществом расчета за 9 месяцев 2012 года, что и было отражено в акте проверки от 07.02.2013 N 8.
При рассмотрении спора суды установили, что фактически обществу учреждением вменено непредставление в установленный ст. 24 Закона N 125-ФЗ срок расчета за 3-й квартал 2012 г. При этом при определении размера штрафа учреждением использована сумма недоимки не относящаяся к этому периоду - за 4-й квартал 2012 г., тогда как действительная обязанность по уплате за 3-й квартал 2012 г. отделением фонда не определялась; камеральная проверка данного отчетного периода не производилась.
Судами также установлено, что декларация за 3-й квартал 2012 г. (нулевая) поступила в учреждение 07.02.2013, что не отрицается учреждением.
Правильно применив вышеназванные положения ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, суды обоснованно указали на то, что в отсутствие факта подачи страхователем расчетной ведомости за проверяемый период у отделения фонда не было оснований для проведения камеральной проверки.
Признание камеральной проверкой иных контрольных мероприятий, проводимых в отношении соответствующего лица для подтверждения факта непредставления декларации (расчета), не основано на действующем законодательстве.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.06.2007 N 2662/07.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что при фактическом выявлении нарушения в результате проведения иных контрольных мероприятий, дело о привлечении страхователя к ответственности должно было рассматриваться в порядке, предусмотренном ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении правонарушений, должностным лицом уполномоченного органа должен быть составлен по установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Акт вручается лицу, совершившему правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Лицо, совершившее правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.
Согласно п. 7 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта уполномоченный орган извещает лицо, совершившее правонарушение, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением данного Кодекса.
В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа:
1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в рассматриваемом Кодексе;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение (п. 8 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 9 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении лица к ответственности излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные правонарушения с указанием соответствующих статей законодательных актов, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В силу п. 12 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных данным Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены решения уполномоченного органа вышестоящим органом или судом. К таким существенным условиям отнесено обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Оценив в порядке, определенном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу вышеназванные фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что процедура рассмотрения материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, оформления вмененного обществу учреждением правонарушения, составления акта, регламентированные названными положениями ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, отделением фонда нарушены, что, в свою очередь, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения учреждения и, соответственно, вынесенного на основании данного решения требования.
Поскольку штраф в сумме 283 018 руб. 07 коп. взыскан с общества на основании решения от 05.03.2013 N 8, признанного судами незаконным, суды обоснованно пришли к выводу о том, что взысканная по инкассовому поручению от 29.03.2013 N 482 сумма штрафа подлежит возврату заявителю.
Установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом по настоящему делу требования.
Доводы отделения фонда, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что не допустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2013 по делу N А07-6406/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 9 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении лица к ответственности излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные правонарушения с указанием соответствующих статей законодательных актов, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В силу п. 12 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных данным Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
...
Оценив в порядке, определенном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу вышеназванные фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что процедура рассмотрения материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, оформления вмененного обществу учреждением правонарушения, составления акта, регламентированные названными положениями ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, отделением фонда нарушены, что, в свою очередь, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения учреждения и, соответственно, вынесенного на основании данного решения требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2013 г. N Ф09-11354/13 по делу N А07-6406/2013