Екатеринбург |
|
19 июня 2015 г. |
Дело N А76-21217/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" (далее - военкомат, ответчик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2015 по делу N А76-21217/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации - Елизаров А.Ю. (доверенность от 22.01.2015 N 212/1/31).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение Маяк" (далее - предприятие "Производственное объединение Маяк", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к военкомату о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, начисленных на заработную плату, в сумме 40 589 руб. 52 коп.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Челябинской области, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 13.01.2015 (судья Тиунова Т.В.) заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 (судьи Мальцева Т.В., Фотина О.Б., Ширяева Е.В.) решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе военкомат просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ; далее - Закон о страховых взносах), положений Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности) и Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила о компенсации расходов), поскольку военкомат не является страхователем по отношению к гражданам, привлеченным к исполнению воинских обязанностей, и на него не может быть возложена обязанность по уплате страховых взносов. Заявитель жалобы также ссылается на то, что уплата страховых взносов из фонда заработной платы дополнительными расходами не является, поскольку данные взносы уплачиваются предприятием "Производственное объединение Маяк" независимо от участия его работников в воинских мероприятиях.
В отзыве на кассационную жалобу Минобороны России доводы заявителя поддерживает, считает выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права, просит судебные акты отменить, жалобу - удовлетворить.
Как установлено судами, в период с января 2012 по ноябрь 2013 работники предприятия "Производственное объединение Маяк" Шляпников А.А., Уфимцев Е.П., Фирсов Н.В., Картошкин Е.В., Вдовенко Д.В., Красноруцкий Е.И., Стеклов Б.С., Одинцов Е.С., Пискунов С.А., Лобанов Г.С., Ильин Е.В., Юлдыбаев В.Р., Деин Е.Е., Пастушенко Е.В., Исламетдинов А.А., Мартыненко А.О., Сумин С.М., Евсиков Е.Е., Бугреев Е.А., Полшков Д.В. проходили медицинское освидетельствование и призывались на военную службу для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, что подтверждается справками, выданными указанным выше работникам начальником отдела военного комиссариата Челябинской области; повестками на прохождение военной службы; за период прохождения медицинского обследования и участия в мероприятиях, связанных с прохождением военной службы, вышеуказанным работникам был выплачен средний заработок в размере 133 080 руб. 42 коп., на сумму которого работодателем начислены и уплачены страховые взносы в сумме 40 589 руб. 52 коп., в том числе: в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, на накопительную часть трудовой пенсии; в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Сведения о размере фактических расходов, понесенных истцом, с приложением соответствующих документов направлены в отдел военкомата (письма N 193-3.1.1/1512 от 09.09.2013, N 193-3.1.1/1513 от 09.07.2013).
Военкомат компенсировал расходы истца по выплате среднего заработка.
Компенсация расходов истца на уплату страховых взносов не произведена, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются, в связи с чем работникам выплачивается средний заработок, который является объектом обложения страховыми взносами и подлежит компенсации; осуществление расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (в том числе страховых взносов), понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, осуществляется за счет средств федерального бюджета, и поскольку истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), то и расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации ответчиком за счет федерального бюджета.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 1 статьи 6 Закона о воинской обязанности предусмотрено, что граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона о воинской обязанности компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. Закона о воинской обязанности материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, определяемых Положением о прохождении военных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Постановление N 333).
Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает, в числе прочего, финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. "в" п. 24 Постановление N 333).
Подпунктом "а" пункта 25 Постановления N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
В силу п. 26 Постановления N 333 осуществление указанных расходов производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
Как следует из содержания подп. 5 п. 2 Правил о компенсации расходов, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация расходов, указанных в п. 2 данных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации, причем компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 3 Правил о компенсации расходов).
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 данного Закона.
Средний заработок, сохраняемый на время прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, в названном перечне не указан.
Исходя из системного толкования перечисленных норм суды пришли к верным выводам о том, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются; средний заработок, выплачиваемый в период проведения названных мероприятий, облагается страховыми взносами, и работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, исходя из фонда оплаты труда, с соответствующими отчислениями в страховые фонды.
Установив, что истцом произведена выплата среднего заработка с учетом соответствующих отчислений страховых взносов, суды обоснованно признали, что расходы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды подлежат компенсации ответчиком в порядке, установленном Правилами компенсации расходов.
Поскольку доказательства компенсации истцу указанных расходов в полном объеме в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены, суды правомерно удовлетворили требования предприятия "Производственное объединение Маяк" о взыскании с военкомата компенсации страховых взносов в размере 40 589 руб. 52 коп.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у военкомата обязанности возместить истцу расходы, связанные с отчислениями страховых взносов, начисленными в фонд оплаты труда, в связи с привлечением работников истца для участия в мероприятиях, направленных на реализацию Закона о воинской обязанности, отклоняется как основанный на неверном толковании действующего законодательства.
Обязанность ответчика компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, возложена на ответчика в соответствии с п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности и ч. 1 ст. 7, ст. 9 Закона о страховых взносах, п. 2 Правил компенсации расходов.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не выявлено.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2015 по делу N А76-21217/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.