Екатеринбург |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А07-2087/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующегоСирота Е. Г.,
судейАбозновой О. В., Васильченко Н. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобуПравительства Республики Башкортостан на решение арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2013 по делу N А07-2087/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному автономному учреждению Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" (далее - учреждение "Баштехинформ") о признании договора от 05.12.2011 неисполненным и взыскании с ответчика средств субсидии в сумме 73 120 000 руб., предоставленной по договору о субсидировании от 05.12.2011 (с учетом уточнения требований, заявленных истцом и принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 11.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Решением суда от 27.05.2013 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении требований о взыскании с учреждения "Баштехинформ" средств субсидии в размере 73 120 000 руб. Министерству отказано. В части требований заявителя о признании договора от 05.12.2011 неисполненным производство по делу прекращено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 (Баканов В.В., Малышев М.Б., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство республики Башкортостан просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении требований Министерства отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, на нарушение норм материального права. При этом заявитель указывает на то, что к отношениям, складывающимся с участием автономных бюджетных учреждений нормыст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации не применимы. По мнению заявителя, судами сделан незаконный вывод о том, что фактически нецелевым использованием является недостижение цели, для реализации которой выделялись бюджетные средства. Заявитель считает, что отношения между сторонами по вопросу предоставления субсидии, а также целевого характера использования денежных средств подлежат регулированиюст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 424 "О порядке предоставления субсидии, поступившей в бюджет Республики Башкортостан из федерального бюджета, Государственному автономному учреждению Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" для создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан" предусмотрено, что в соответствии с Соглашением между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, от 12.10.2011 N 076-МБ-11 ГАУ РНТИК "Баштехинформ" направлены средства в сумме 73 120 тыс. рублей для субсидирования создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан в рамках реализации пункта 10.8.1 "Создание и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности" системы программных мероприятий Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2010 N 64 (с последующими изменениями). Указанным постановлением утвержденПорядок предоставления субсидии, поступившей в бюджет Республики Башкортостан из федерального бюджета, государственному автономному учреждению Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" для создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан (далее -Порядок предоставления субсидий).
05.12.2011 между истцом и ответчиком (получатель) заключен договор о субсидировании государственного автономного учреждения Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ," предметом которого являлось субсидирование Министерством создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан за счет средств федерального бюджета, доведенных Министерству как главному распорядителю бюджетных средств по подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье 3450100 "Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" в соответствии с прилагаемой сметой.
Министерство обязалось перечислить получателю субсидии, предусмотренные в пункте 1.1. договора, в размере, указанном в пункте 3.1 договора (п. 2.1.1 договора от 05.12.2011).
В соответствии с пунктом 2.1.2 договора Министерство обязалось осуществлять контроль за эффективным использованием выделенных денежных средств.
Пунктом 2.2.1 договора предусмотрено, что получатель обязался использовать выделенные средства по договору в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 424 и прилагаемой сметой (приложение N 1).
Во исполнение условий договора Министерством на основании платежного поручения от 06.12.2011 N 1768481 перечислены на счет ответчика денежные средства в размере 73 120 000 рублей.
Согласно п. 2.2.2 договора о субсидировании от 05.12.2011 б/н, а также п. 9 Порядка предоставления субсидии ответчиком (письмо от 30.03.2012 N 155/09) Министерству направлен отчет о целевом использовании субсидии, а также документы, подтверждающие расходы.
В результате сопоставления статей расходов отчета о целевом использовании субсидии, предоставленного ответчиком Министерству, и статей сметы расходов для создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан, приложенной к договору о субсидировании от 05.12.2011, Министерством выявлены несоответствия в части расходов, произведенных ответчиком, и указанной сметы расходов и отчетом о целевом использовании субсидии.
Полагая, что со стороны ответчика имело место нецелевое использование денежных средств, Министерство письмом от 21.12.2012 N 10-4192 уведомило учреждение "Баштехинформ" о необходимости возврата денежных средств в размере 73 120 000 руб.
Невозвращение ответчиком денежных средств послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом факта нецелевого использования учреждением "Баштехинформ" выделенных ему для создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан денежных средств.
Арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии сост. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно п. 1.1. соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, от 12.10.2011 N 076-МБ-11 из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан предоставлена субсидия в размере 73 120 000 руб. на реализацию следующего мероприятия - создание и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности.
Судами установлено, что названному Соглашению предшествовало заявление на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляется субсидии. В соответствии с паспортом проекта прилагаемого к заявлению планируемый расход субсидии из федерального бюджета в размере 73 120 000 руб. адресован для Центра кластерного развития Республики Башкортостан.
В силу п. 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 424 средства в размере 73 120 000 руб. направлены учреждению "Баштехинформ" для создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан.
В соответствии с п. 5 Порядок предоставления субсидий субсидии предоставляются на основании договора, заключаемого между Министерством и учреждением "Баштехинформ", в котором определяются порядок, сроки и условия предоставления субсидии.
Такой договор между сторонами спора заключен 05.12.2011.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор о субсидировании государственного автономного учреждения Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" от 05.12.2011, отчет учреждения о целевом использовании субсидии с приложенными документами, подтверждающими расходы, подписанный Министерством без возражений, сметы, суды, пришли к выводу о направлении ответчиком субсидий на создание и обеспечение деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан.
При этом суды, исходя из принципа результативности и эффективности использования бюджетных денежных средств, содержащегося в ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указали, что учреждение как участник бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ним Министерством задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определило необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Поскольку объем и целевой характер расходования выделенных средств обозначен органами государственной исполнительной власти вполне определенно - субсидирование создания и обеспечения деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан, расходование бюджетных средств произведено истцом в рамках названных целей, что подтверждено соответствующим документами, обоснованность которых истцом не опровергнута, учитывая, что доказательств нецелевого и неэффективного использования денежных средств Министерством в материалы дела не представлено, суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции являются нарушение норм материального права или норм процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 286 названного Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов первой и апелляционной инстанций исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов на нее.
Вместе с тем доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, поскольку заявлены без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключающих из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2013 по делу N А07-2087/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобуПравительства Республики Б ашкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Г.Сирота |
Судьи |
О.В.Абознова Н.С.Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор о субсидировании государственного автономного учреждения Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" от 05.12.2011, отчет учреждения о целевом использовании субсидии с приложенными документами, подтверждающими расходы, подписанный Министерством без возражений, сметы, суды, пришли к выводу о направлении ответчиком субсидий на создание и обеспечение деятельности Центра кластерного развития Республики Башкортостан.
При этом суды, исходя из принципа результативности и эффективности использования бюджетных денежных средств, содержащегося в ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указали, что учреждение как участник бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ним Министерством задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определило необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2013 г. N Ф09-12806/13 по делу N А07-2087/2013