Екатеринбург |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А76-22455/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Семеновой З.Г., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобуТерриториального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимущества) на решение арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2013 по делу N А76-22455/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Аспект-Инвест" (далее - общество "Аспект-Инвест") - Тянькина Е.В. (доверенность от 25.04.2013).
Общество "Аспект-Инвест" (ИНН: 7447066685, ОГРН: 1037402337884) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением кУправлению Росимущества (ИНН: 7453216794, ОГРН: 1107453003580) о признании недействительным отказа в выкупе земельного участка площадью 11416 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0616001:89, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, д. 129, выраженного в письме от 27.03.2013 N 04330 (с учетом принятого судом первой инстанции изменения предмета заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определения суда первой инстанции от 16.04.2013 об исключении Федерального агентства по управлению государственным имуществом из числа соответчиков).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - учреждение "ФКП"), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2013 (судья Костылев И.В.) заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ в выкупе обществу "Аспект-Инвест" земельного участка площадью 11416 кв. м, кадастровый номер 74:36:0616001:89, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129, выраженный в письме Управления Росимущества от 27.03.2013 N 04330. На Управление Росимущества возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда по делу в законную силу принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность общества "Аспект-Инвест", осуществить подготовку проекта договора купли-продажи данного земельного участка и направить его обществу "Аспект-Инвест" с предложением о заключении соответствующего договора в порядке и сроки, установленные п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобеУправление Росимущества просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неполное выяснение судами имеющих существенное значение для дела обстоятельств. Заявитель указывает на то, что в соответствии с Положением о Территориальном управлении Росимущества, утвержденным приказом от 29.09.2009 N 278, у Управления Росимущества отсутствуют полномочия по самостоятельному принятию решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность, требования общества "Аспект-Инвест" должны быть заявлены к надлежащему лицу - Росимуществу. Управление Росимущества полагает, что им не допущено незаконного бездействия - им направлен пакет документов Росимуществу, проведен осмотр земельного участка в целях установления фактического пользования участка, фактов самовольного строительства на участке, затем вновь направлен пакет документов Росимуществу, о чем было сообщено обществу "Аспект-Инвест". Заявитель ссылается на то, что на спорном земельном участке выявлено наличие объектов недвижимого имущества, не принадлежащих обществу, при этом общество "Аспект-Инвест", обращаясь в Управление Росимущества с заявлением о выкупе земельного участка, в нарушение п. 4, 4.1 приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" не представило документов о правах на данные объекты недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Аспект-Инвест" возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществу "Аспект-Инвест" на праве собственности принадлежит нежилое здание сервисного центра, площадью 2987,7 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000109760, литеры А1, А3, А4, этажность 2, подземная этажность 0, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129д (свидетельство о государственной регистрации права от 30.01.2012).
Согласно кадастровому паспорту здания с инвентарным номером 75:401:002:000109760 N 2374/10 оно расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616001:89.
Между Управлением Росимущества (арендодатель) и обществом "Аспект-Инвест" (арендатор) 12.01.2010 заключен договор N 1721-10 аренды земельного участка общей площадью 11416 кв. м, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:36:0616001:0089, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129, для эксплуатации сервисного центра автоуслуг, сроком с 12.01.2010 по 31.12.2014 (с учетом дополнительного соглашения к договору от 15.02.2011). Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке 22.03.2011.
Согласно п. 1.1, 1.2 договора на земельном участке расположено нежилое здание.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616001:89, его площадь составляет 11416 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: г. Челябинск, р-н Калининский, ул. Бр. Кашириных, д. 129, для эксплуатации сервисного центра автоуслуг, правообладатель - Российская Федерация, вид права - собственность. На земельном участке расположено четыре объекта недвижимости - нежилые огнестойкие строения.
Общество "Аспект-Инвест" обратилось в Управление Росимущества с заявлением от 28.03.2012 о приватизации земельного участка площадью 11416 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0616001:89, в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению были приложены документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Управление Росимущества в письмах от 23.05.2012 N 07063, от 20.09.2012 N 12531 сообщало обществу "Аспект-Инвест" о том, что заявление о выкупе земельного участка и приложенный пакет документов направлены в Росимущество для принятия соответствующего решения.
На основании распоряжения от 17.12.2012 N 708-р сотрудниками Управления Росимущества проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616001:89, площадью 11416 кв. м, по результатам которого составлен акт проведения визуального осмотра от 19.12.2012, согласно которому на спорном земельном участке помимо принадлежащего обществу "Аспект-Инвест" на праве собственности нежилого здания сервисного центра выявлены следующие объекты: ж/б гараж, металлические строения в количестве 6 шт., металлический навес, туалет, металлический контейнер, возведенные обществом "Аспект-Инвест", на которые документы правообладателем не представлены; объекты недвижимости, указанные в форме В.3 кадастрового паспорта земельного участка, а именно: три нежилых огнестойких строения, - не выявлены на земельном участке; объектом недвижимости - нежилым огнестойким строением площадью 2345,57 кв. м является нежилое здание сервисного центра площадью по регистрации 2987,7 кв. м; в границы земельного участка не входит объект общего пользования - автомобильная дорога; объекты гражданской обороны на земельном участке отсутствуют; земельный участок используется в соответствии с целевым назначением; отсутствуют факторы, позволяющие отнести земельный участок к землям, ограниченным в обороте или изъятым из оборота.
Акт визуального осмотра земельного участка от 19.12.2012 направлен Управлением Росимущества в Росимущество.
В соответствии с письмом Росимущества от 13.03.2013 N П-П-10/10649, поступившим в Управление Росимущества 20.03.2013, на спорном земельном участке расположены 4 нежилых огнестойких строения (кадастровый паспорт), актом проведения визуального осмотра земельного участка от 19.12.2012 данные объекты недвижимости на земельном участке не выявлены; в ходе проведения визуального осмотра выявлено, что помимо объектов недвижимости, принадлежащих обществу "Аспект-Инвест" заявителю на праве собственности, на земельном участке располагаются еще 10 объектов, документы на которые не представлены, в связи с чем не представляется возможным подтвердить исключительное право заявителя на приватизацию спорного земельного участка. На этом основании Росимущество указало на невозможность принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616001:89 в собственность обществу "Аспект-Инвест" и возвратило представленный пакет документов в Управление Росимущества.
Управление Росимущества в письме от 27.03.2013 N 04330 сообщило обществу "Аспект-Инвест" о возвращении представленного для выкупа земельного участка пакета документов в связи с возвратом пакета документов из Росимущества с замечаниями.
Общество "Аспект-Инвест", полагая, что отказом Управления Росимущества в предоставлении земельного участка в собственность, выраженным в письме от 27.03.2013 N 04330, нарушены права и охраняемые законом интересы общества "Аспект-Инвест" в сфере предпринимательской деятельности как собственника объекта недвижимого имущества, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 74:36:0616001:89 находится объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности обществу "Аспект-Инвест", указанный земельный участок предоставлен обществу в аренду для эксплуатации данного объекта - сервисного центра автоуслуг, что соответствует виду использования участка, указанному в кадастровом паспорте, то есть данный участок сформирован и используется непосредственно для эксплуатации принадлежащего обществу объекта недвижимости, основания, предусмотренные ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и препятствующие приватизации спорного земельного участка, отсутствуют.
Судами при исследовании вопроса нахождения на спорном земельном участке иных объектов недвижимости, права на которые обществом "Аспект-Инвест" не подтверждены, принято во внимание, что согласно акту визуального осмотра земельного участка, проведенного сотрудниками Управления Росимущества, на земельном участке выявлены объекты: ж/б гараж, металлические строения в количестве 6 шт., металлический навес, туалет, металлический контейнер.
В соответствии со справкой Челябинского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное Бюро технической инвентаризации" от 21.02.2012 N 1870-11 на земельном участке, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129д, кадастровый номер 74:36:0616001:89, расположен объект - нежилое здание сервисного центра, литеры А1, А3, А4; другие объекты капитального строительства на данном земельном участке отсутствуют.
Из справок муниципального казенного учреждения "Служба заказчика" по состоянию на 01.02.2013, актов общества с ограниченной ответственностью "ЮжУралБТИ" от 01.02.2013 следует, что указанные в акте визуального осмотра земельного участка от 19.12.2012 объекты (ж/б гараж, металлические строения в количестве 6 шт., металлический навес, туалет, металлический контейнер) не являются недвижимым имуществом.
Согласно кадастровой выписке N 7400/101/13-304839 в отношении спорного земельного участка по состоянию на 17.05.2013, представленной обществом "Аспект-Инвест" в суд апелляционной инстанции, на участке расположено только нежилое здание сервисного центра, литеры А1, А3, А4, сведений об иных объектах недвижимости, распложенных на земельном участке, не имеется.
Более того, судами также принято во внимание, что общество "Аспект-Инвест" обращалось в учреждение "ФКП" с заявлениями об изменении характеристик части земельного участка в связи с тем, что на земельном участке расположен только один объект недвижимости, в удовлетворении которых обществу было отказано в связи с невозможностью учета изменений характеристик части земельного участка.
С учетом установленных по делу обстоятельств судами сделан правомерный вывод о том, что обществом "Аспект-Инвест" при обращении в Управление Росимущества с заявлением о выкупе спорного земельного участка представлен полный пакет документов в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок", а также о том, что у Управления Росимущества отсутствовали основания для отказа в выкупе обществом спорного земельного участка.
Принимая во внимание изложенное, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом "Аспект-Инвест" требования, поскольку отказ Управления Росимущества в приватизации земельного участка не соответствует нормам права и нарушает права общества как собственника расположенного на земельном участке объекта недвижимости.
Довод Управления Росимущества об отсутствии у него полномочий по распоряжению спорным земельным участком и предоставлению его в собственность без поручения Росимущества, рассмотрен судами и обоснованно отклонен на основании следующего.
Согласно п. 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, Управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, иные полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, как верно установлено судами, Управление Росимущества является органом, обладающим полномочиями на совершение действий, направленных на предоставление земельного участка на основании заявления управомоченного лица, именно на него возложены полномочия Российской Федерации по распоряжению земельными участками, относящимися к федеральной собственности в силу ст. 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами правильно указано на то, что отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, права на выкуп данного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10).
С учетом указанных обстоятельств также подлежит отклонению довод Управление Росимущества о том, что оно не является надлежащим ответчиком по данному спору.
Ссылка заявителя на то, что им не допущено противоправного бездействия, которое обжаловано обществом "Аспект-Инвест", судом кассационной инстанции не принимается. Как следует из материалов дела, с учетом принятого арбитражным судом первой инстанции изменения предмета заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу судами рассмотрен спор о признании недействительным отказа в выкупе земельного участка, выраженного в письме Управления Росимущества от 27.03.2013 N 04330.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2013 по делу N А76-22455/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобуТерриториального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, Управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, иные полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, как верно установлено судами, Управление Росимущества является органом, обладающим полномочиями на совершение действий, направленных на предоставление земельного участка на основании заявления управомоченного лица, именно на него возложены полномочия Российской Федерации по распоряжению земельными участками, относящимися к федеральной собственности в силу ст. 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами правильно указано на то, что отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, права на выкуп данного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 декабря 2013 г. N Ф09-12705/13 по делу N А76-22455/2012