Екатеринбург |
|
27 декабря 2013 г. |
Дело N А60-8119/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гусева О.Г., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН: 6623000850, ОГРН: 1046601240773; далее - Инспекция, налоговый орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу N А60-8119/2013 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Культурно-развлекательный центр" (далее общество, налогоплательщик) - Черепанов С.А. (доверенность от 06.05.2013), Раудштейн А.В. (доверенность от 06.05.2013);
Инспекции - Ратина Л.А. (доверенность от 07.05.2013), Рассадникова Т.В. (доверенность от 24.12.2013), Котыгин И.О. (доверенность от 15.112012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 25.12.2012 N 20-28/105 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 17.06.2013 (судья Дегонская Н.Л.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Инспекции от 25.12.2012 N 20-28/105 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 40 057 руб., начисления соответствующих пеней и штрафа пост. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) как не соответствующее действующему законодательству. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 (судьи Васева Е.Е., Савельева Н.М., Сафонова С.Н.) решение суда отменено в части. Дополнительно признано недействительным решение Инспекции от 25.12.2012 N 20-28/105 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года в сумме 8 901 717 руб., соответствующих сумм пени и штрафа пост. 123 Кодекса.
В кассационной жалобе налоговый орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм налогового законодательства. По мнению заявителя жалобы, общество в нарушение требований абзаца 2 п. 3 ст. 161 Кодекса при покупке муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, не исчислило расчетным методом, не удержало из выплачиваемых продавцу муниципального имущества доходов и не уплатило в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, которая подлежала исчислению с установленной рыночной цены имущества.
Законность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции проверена судом кассационной инстанции на основаниист. 274, 284, 286, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержаний, перечислений) налогов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст. 2 и п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
По результатам рассмотрения материалов проверки с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение N 20-28/105 от 25.12.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к ответственности по п.1 ст.123 Кодекса за неполную уплату налогов в общей сумме 934168 руб. 00 коп., налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 8941774 руб. 00 коп., начислены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2053197 руб. 00 коп., за несвоевременное перечисление удержанного налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению в бюджет, в сумме 4184 руб. 00 коп.
Полагая, что указанное решение инспекции не соответствует требованиям Кодекса, налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области с апелляционной жалобой. Решением управления N 61/13 от 21.02.2013 оспариваемое решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Суд первой инстанции, частично отказывая в удовлетворении требований общества признал правомерным оспариваемое решение инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности на основании ст. 123 Кодекса за неправомерное неудержание и неперечисление в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом на основании абзаца 2 пункта 3 ст. 161 Кодекса, и о доначислении обществу налога на добавленную стоимость из расчета, что стоимость приобретенного муниципального имущества включала в себя сумму данного налога.
Отменяя решение суда, апелляционный суд, признав выводы суда о реализации неотделимых улучшений после окончания (в течение) действия договора аренды, подлежащей обложению НДС ошибочными, исходил из того, что обязанность налогового агента исчислить и уплатить в бюджет налог возникает только с той суммы, которая была реально уплачена по договору, что и было сделано налогоплательщиком в рассматриваемом случае.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
Как следует из материалов дела, администрацией города Нижний Тагил было вынесено постановление от 14.05.2010 N 1154 "Об условиях приватизации нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 26А".
Указанным постановлением была разрешена обществу приватизация нежилых помещений в здании, расположенном по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 26А, общей площадью 1682,8 кв. м.
Цена продажи имущества установлена в сумме 65 660 000 руб., в том числе НДС, в соответствии с отчетом N 10/0505-5 об оценке рыночной стоимости от 06.05.2010, а также условия оплаты, а именно:
- оплата приватизируемого имущества производится единовременно или в рассрочку, срок которой не может превышать 5 лет,
- оплата цены продажи производится ежемесячно равными долями, с начислением процентов, исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования ЦБ РФ,
- стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества (затраты на капитальный ремонт) засчитывается в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества на дату заключения договора купли-продажи.
На основании постановления администрации города Нижний Тагил было вынесено постановление от 14.05.2010 N 1154 "Об условиях приватизации нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 26А" между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Нижний Тагил (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор купли-продажи муниципального имущества от 01.06.2010 N 59.
По условиям данного договора продавец продает в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого объекта, а покупатель, являющийся субъектом малого предпринимательства, приобретает в собственность объект недвижимости, находящийся в его владении более двух лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ: нежилые помещения N 1-21, 11-41 в здании нежилого назначения, литера А, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 26А, общей площадью 1682,8 кв. м.
Объект продается по цене 65 660 000 руб. с учетом НДС.
Стоимость неотделимых улучшений объекта (затраты на капитальный ремонт) в сумме 49 453 983,27 руб. засчитывается в счет оплаты по настоящему договору в соответствии сп. 6 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Основанием для доначисления налога, начисления пени и штрафа по спорному эпизоду послужил вывод налогового органа о том, что общество неправомерно не исчислило и уплатило НДС со стоимости неотделимых улучшений, увеличивших рыночную стоимость арендованного имущества.
По мнению налогового органа, неотделимые улучшения арендованного имущества увеличили его рыночную стоимость, поэтому в силуп. 3 ст. 161 Кодекса, налогоплательщик обязан исчислить и уплатить НДС с рыночной стоимости приобретаемого имущества.
В соответствии сп. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 Кодекса).
Согласноп. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Вп. 6 ст. 5 Закона N 159-ФЗ установлено, что стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателей.
Как установлено судами, неотделимые улучшения арендованного имущества произведены с согласия арендодателя, их стоимость в соответствии сп. 6 ст. 5 Закона N 159-ФЗ зачтена в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества.
С учетом произведенного зачета сумма к оплате за имущество составила 7 304 299 руб. 73 коп. (с учетом НДС).
Обязанность налогового агента исчислить и уплатить в бюджет налог возникает только с той суммы, которая была реально уплачена по договору, что и было сделано налогоплательщиком в рассматриваемом случае. Учитывая, что в результате реализации арендованного имущества доход в размере 49 453 983 руб. 27 коп. в виде стоимости неотделимых улучшений имущества, зачтенной в цену продажи, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Нижний Тагил не получил, у общества как налогового агента не возникла обязанность по исчислению расчетным методом, удержанию и уплате в бюджет из указанной суммы налога на добавленную стоимость.
С учетом вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии в данном случае реализации неотделимых улучшений, подлежащей обложению НДС является правильным.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии сч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба Инспекции без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу N А 60-8119/2013 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
О.Г.Гусев О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче), в т.ч., муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
По мнению налогового органа, неотделимые улучшения арендованного имущества увеличили его рыночную стоимость, поэтому в силу п. 3 ст. 161 НК РФ налогоплательщик обязан исчислить и уплатить НДС с рыночной стоимости приобретаемого имущества.
Суд с позицией налогового органа не согласился.
Как установлено постановлением администрации, обществу разрешена приватизация нежилых помещений.
Между администрацией и обществом заключен договор купли-продажи муниципального имущества.
Стоимость неотделимых улучшений (затраты на капитальный ремонт) в соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ была зачтена в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества.
Учитывая, что в результате реализации муниципального имущества администрация стоимость неотделимых улучшений не получила, у общества как налогового агента не возникла обязанность по исчислению расчетным методом, удержанию и уплате в бюджет из указанной суммы НДС.
Обязанность налогового агента исчислить и уплатить в бюджет налог возникает только с той суммы, которая была реально уплачена по договору.
На основании вышеизложенного суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2013 г. N Ф09-13789/13 по делу N А60-8119/2013