Екатеринбург |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А60-16111/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующегоПоротниковой Е.А.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СУЭРЖ-СК" (далее - Управляющая компания) на решение арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2013 по делу N А60-16111/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управляющей компании - Крутиков С.И. (доверенность от 02.09.2013);
Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Управление) - Лебедева Я.Д. (доверенность от 07.02.2013 N 28-04-10-427).
Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 05.04.2013 N 186 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением суда от 14.08.2013 (судья Дегонская Н.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 (судьи Осипова С.П., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управляющая компания просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что совершенное ею административное правонарушение является малозначительным, поскольку отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям. Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Управляющая компания не осуществляет управление домом N 101 по ул. Космонавтов в г. Екатеринбурге.
Как установлено судами, на основанииподп. "а" п. 4 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" Управлением в отношении Управляющей компании проведены наблюдение и анализ информации, размещенной на ее интернет - сайтеhttp://uk-suerg.ucoz.org/index.
В результате проверки установлено, что Управляющей компанией на своем сайте по состоянию на 18.03.2013 не раскрыта следующая информация за 2010-2012 г.: услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных вПравилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов: заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.
Также Управляющей компанией на сайте http://uk-suerg.ucoz.org/index по состоянию на 18.03.2013 не раскрыта следующая информация о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 101, расположенном по пр. Космонавтов в г. Екатеринбурге, в многоквартирном доме N 25 к. 3 по ул. Билимбаевская в г. Екатеринбурге: сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении многоквартирного дома, которые должны содержать план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.
Кроме того, не раскрыты копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Не раскрыта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации за 2010-2012 г.: указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома N 101 по пр. Космонавтов, многоквартирного дома N 25 к. 3 по ул. Билимбаевская. определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на I кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме N 101 по пр. Космонавтов, многоквартирном доме N 25 к. 3 по ул. Билимбаевская, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Названные нарушения отражены в акте систематического наблюдения и анализа информации от 18.03.2013 N 29-13-01-79 и послужили основанием для составления в отношении Управляющей компании протокола от 26.03.2013 N 245 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса.
Управляющей компании выдано предписание от 18.03.2013 N 29-13-02-79 об устранении выявленных нарушений до 19.04.2013.
По итогам рассмотрения материалов административного дела Управлением вынесено постановление от 05.04.2013 N 186 о привлечении Управляющей компании к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Управляющая компания обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях заявителя события вменяемого правонарушения, доказанности вины Управляющей компании в его совершении, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также - оснований для освобождения Управляющей компании от административной ответственности.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Частью 1 ст. 7.23.1 Кодекса предусмотрено, что за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии соСтандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт). Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласноп. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В силу п. 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией из числа сайтов, указанных вподп. "а" п. 5 Стандарта. При этом информация должна быть доступна в течение пяти лет.
В соответствии сп. 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Вп. 8 -11 Стандарта содержится конкретный вид информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным Стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления, то есть с 09.10.2010 по 09.12.2010.
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охране подъезда; охране коллективных автостоянок; учете собственников помещений в многоквартирном доме; иных услугах по управлению многоквартирным домом (подп. "б" п. 10 Стандарта).
В соответствии сподп. "б" п. 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что административным органом доказано, что на момент проверки на официальном сайте Управляющей компании в сети Интернет не раскрыта информация, указанная в п. 3, 5, 10, подп. "б" п. 11, п. 12, 13 Стандарта.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами обеих инстанций верно установлено, что у Управляющей компании имелась возможность по соблюдению норм действующего законодательства и при этом им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих норм и правил.
Как видно из оспариваемого постановления, вопрос вины исследовался административным органом при вынесении постановления, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам.
Исходя из изложенного суды обеих инстанций сделали правильный вывод о наличии в действиях Управляющей компании состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренаст. 7.23.1 Кодекса.
Суды установили, что процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Управляющей компанией предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 Кодекса, назначенное наказание соответствует минимальному пределу санкции Кодекса.
Таким образом суды правомерно отказали Управляющей компании в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения отклоняются, поскольку в соответствии с п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71) оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного, с учетом положенийст. 286 и287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суды вопрос о возможности применения в данном конкретном случае положений ст. 2.9 Кодекса рассмотрели и пришли к выводу об отсутствии оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным.
Ссылка Управляющей компании на то, что она не осуществляет управление домом N 101 по ул. Космонавтов в г. Екатеринбурге, была предметом исследования суда апелляционной инстанции и правильно отклонена им как противоречащая имеющимся в материалах дела документам, в частности письму Управляющей компании от 04.04.2013 N 562 в адрес Управления, в котором она указывает, что ей устранены нарушения, допущенные при размещении информации в отношении, в частности, дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 101.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2013 по делу N А60-16111/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобуООО Управляющая Компания "СУЭРЖ-СК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
И.А. Татаринова С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Как видно из оспариваемого постановления, вопрос вины исследовался административным органом при вынесении постановления, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам.
Исходя из изложенного суды обеих инстанций сделали правильный вывод о наличии в действиях Управляющей компании состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренаст. 7.23.1 Кодекса.
...
Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом в пределах срока давности, установленногост. 4.5 Кодекса, назначенное наказание соответствует минимальному пределу санкции Кодекса.
...
Суды вопрос о возможности применения в данном конкретном случае положений ст. 2.9 Кодекса рассмотрели и пришли к выводу об отсутствии оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 декабря 2013 г. N Ф09-13841/13 по делу N А60-16111/2013