Екатеринбург |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А50-8727/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Татариновой И.А., Черкезова Е.О.
при ведении протокола помощником судьи Васильчук Т.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.07.2013 по делу N А50-8727/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд прибыли представители:
учреждения - Темербаева Н.А. (доверенность от 24.04.2013);
муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей N 4" г. Перми (ОГРН 1025901209839, ИНН 5905007330; далее - лицей, стархователь) - Вылегжанина А.А. (доверенность от 14.05.2013).
Лицей обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений учреждения: от 26.04.2013 N 563 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, от 26.04.2013 N 550 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда от 16.07.2013 (судья Аликина Е.Н.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными оспариваемые решения и обязал учреждение устранить нарушение прав и интересов лицея.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В обоснование законности оспариваемых решений, учреждение указывает, что в соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), п. 1, 2 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) из обложения страховыми взносами исключены те выплаты, которые являются государственными пособиями, установленными законодательством Российской Федерации, но выплачиваются в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. Ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края, единовременные выплаты молодым специалистам и единовременные выплаты в связи с выходом на пенсию не являются государственным пособием, установлены законодательством Пермского края, а не федеральным законодательством, не носят компенсационного характера, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.08.2013 N ВАС-5722/2013, согласно которому муниципальные социальные выплаты в целях дополнительной социальной поддержки носят стимулирующий характер и подлежат обложению страховыми взносами.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Судами установлено, что учреждением проведены документальные выездные проверки страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверок учреждением сделан вывод о неправомерном занижении облагаемой базы на суммы единовременных выплат, произведенных в пользу молодых специалистов и работников, вышедших на трудовую пенсию по старости, имеющих стаж педагогической деятельности 25 лет и более; а также ежемесячных выплат, произведенных в пользу работников, имеющих научную степень кандидата наук.
Указанный вывод послужил основанием для принятия оспариваемых решений, в соответствии с которыми страхователь привлечён к ответственности по п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в сумме 173 руб. 28 коп., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам по указанному виду социального страхования в сумме 866 руб. 40 коп. и пени в сумме 80 руб. 13 коп.; привлечен к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов по виду страхования на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в виде штрафа в сумме 617 руб. 12 коп., а также предложено уплатить взносы в сумме 14 024 руб. 40 коп., соответствующие пени в сумме 47 руб. 58 коп.
Лицей оспорил названные решения в арбитражном суде.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК "О регулировании отдельных вопросов в сфере образования края" (далее - Закон N 587-ПК) предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 587-ПК лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственное (краевое) образовательное учреждение и муниципальное образовательное учреждение, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 587-ПК педагогическим работникам (в том числе руководителям) тех же образовательных учреждений при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие.
Таким образом, Законом Пермского края N 587-ПК, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации, педагогическим работникам, выходящим на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более), а также молодым специалистам, поступающим на работу по полученной специальности в государственное (краевое) образовательное учреждение и муниципальное образовательное учреждение, установлено единовременное пособие, которое не подлежит обложению страховыми взносами в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Выплаты, осуществляемые в пользу работников, имеющих ученую степень кандидата наук, имели характер государственного пособия, поскольку производились вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, но в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" и за счет субвенций бюджета Пермского края.
Судами установлено, что трудовыми договорами, заключенными лицеем со своими работниками, предусмотрен только должностной оклад согласно штатному расписанию; единовременные пособия, а также выплаты за научную степень трудовыми договорами не устанавливаются, надбавки за ученую степень и единовременные выплаты не входят в заработную плату работников лицея, не носят стимулирующего характера.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильным и обоснованным выводам, что выплаченные пособия являются социальными гарантиями указанным работникам, вследствие чего не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.08.2013 N ВАС-5722/2013 судом кассационной инстанции не может быть принята, поскольку в названном судебном акте нормы права применены с учётом установленных иных фактических обстоятельств.
В рассматриваемом деле нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено. Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.07.2013 по делу N А50-8727/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 587-ПК педагогическим работникам (в том числе руководителям) тех же образовательных учреждений при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие.
Таким образом, Законом Пермского края N 587-ПК, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации, педагогическим работникам, выходящим на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более), а также молодым специалистам, поступающим на работу по полученной специальности в государственное (краевое) образовательное учреждение и муниципальное образовательное учреждение, установлено единовременное пособие, которое не подлежит обложению страховыми взносами в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
...
Ссылка заявителя кассационной жалобы на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.08.2013 N ВАС-5722/2013 судом кассационной инстанции не может быть принята, поскольку в названном судебном акте нормы права применены с учётом установленных иных фактических обстоятельств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2014 г. N Ф09-14069/13 по делу N А50-8727/2013
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14069/13
14.01.2014 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10501/13
20.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10501/13
20.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10501/13
18.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10501/2013
16.07.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-8727/13