Екатеринбург |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А71-2369/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е. Г.,
судей Громовой Л. В., Черкасской Г. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "НОВА-Сервис" (далее - общество "УК "НОВА-Сервис"; ОГРН: 1101831006090, ИНН: 1831144518) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.07.2013 по делу N А71-2369/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - общество "Удмуртские коммунальные системы"; ОГРН: 1051801824876, ИНН: 1833037470) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "УК "НОВА-Сервис" о взыскании 7 831 953 руб. 88 коп. задолженности за фактически потребленную тепловую энергию и горячую воду за период с февраля 2012 г. по декабрь 2012 г., 530 433 руб. 18 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.03.2012 по 27.05.2013, с последующим их начислением по день фактической уплаты долга (с учетом заявленного истцом и принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения размера исковых требований).
Решением суда от 22.07.2013 (судья Желнова Е.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 (судьи Дружинина Л.В., Крымджанова Д.И., Шварц Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "НОВА-Сервис" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя, истцом при определении количества и стоимости поставленных в нежилые помещения энергоресурсов неверно применена Методика определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденная Приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105). Заявитель считает, что п. 20, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), не подлежат расширительному толкованию и не содержат иного способа определения объема потребления отопления в нежилых помещениях при отсутствии приборов учета кроме как умножения норматива на площадь и тариф. Заявитель полагает, что поскольку тепловая энергия приобретается у энергоснабжающей организации управляющей компанией не в целях перепродажи, а для предоставления собственникам жилых и нежилых помещений в домах, находящиеся по управлением общества УК "НОВА-Сервис", размер платы должен рассчитываться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными органами с применением тарифа, установленного для населения. При этом, по мнению заявителя, отсутствие утвержденного для нежилых помещений в многоквартирном доме норматива потребления тепловой энергии не исключает применение норматива потребления для граждан.
Заявитель считает, что суд необоснованно отклонил довод ответчика о необходимости зачисления оплаченных в спорный период денежных средств за ресурсы, поставленные в период с 01.02.2012 по 31.12.2012, поскольку согласно ст. 522 Гражданского кодекса Российской Федерации поставщику принадлежит право указать в счет каких обязательств он передает товар, а покупателю - право указать в счет какого обязательства он производит платеж и другая сторона не вправе изменить выраженную таким образом волю.
По мнению общества "УК "НОВА-Сервис", к отношениям сторон по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения применяются нормы Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 и Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, предусматривающие возможность оплаты ответчиком только того объема ресурсов, которые оплатили непосредственно потребители.
Общество "Удмуртские коммунальные системы" в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснило, что считает доводы заявителя несостоятельными, обжалуемые решение и постановление - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец в период с февраля 2012 г. по декабрь 2012 г. в отсутствие оформленного договора с ответчиком поставлял на объекты, находящиеся в его управлении, тепловую энергию и горячую воду.
Расчет тепловой энергии, поставляемой в жилые помещения многоквартирных домов, находящиеся в управлении ответчика, осуществлялся истцом с учетом показаний общедомовых приборов учета для домов, оборудованных такими приборами, и по нормативу потребления, установленному для населения, для домов, не оборудованных приборами учета. Объем тепловой энергии, отпущенный истцом ответчику в отношении нежилых помещений в указанных многоквартирных домах, определен истцом в соответствии с Методикой N 105. При расчете стоимости тепловой энергии и горячей воды, используемых для нужд нежилых помещений, общество "Удмуртские коммунальные системы" применило формулы расчетных часовых нагрузок отопления, определенные в соответствии с Методикой N 105.
На оплату потребленных ресурсов в спорный период истец выставил счета-фактуры на общую сумму 7 873 948 руб. 12 коп., которые ответчиком оплачены частично. Согласно расчету истца, задолженность ответчика за потребленные энергоресурсы составила 7 831 953 руб. 88 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате потребленного энергоресурса послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки истцом ответчику энергоресурсов в спорный период в заявленном размере, обоснованности расчета, составленного истцом, и ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по их оплате.
Отклоняя довод общества "УК "НОВА-Сервис" о необходимости расчета стоимости потребления тепловых ресурсов по нежилым помещениям, расположенным в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении ответчика, с применением Правил N 307, суд указал на то, что ввиду отсутствия в г. Ижевске утвержденных в установленном законом порядке нормативов потребления коммунальных ресурсов для нежилых помещений, расчет истца, произведенный с применением Методики N 105, является обоснованным. На этом основании суд отклонил контррасчет ответчика, выполненный в соответствии с Правилами N 307.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Между тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов о неприменении к спорным правоотношениям п.20 Правил N 307 и применении при расчетах объема тепловой энергии на отопление по нежилым помещениям, расположенным в жилом доме, где отсутствуют приборы учета, Методики N 105.
В силу п. 20 Правил N 307 (в редакциях, действующих в спорный период) при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: г) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 2, подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P = S * N * T, где:
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м);
T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В соответствии с п. 6 постановления Правительства от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правила N 307 признаны утратившими силу, за исключением пунктов 15 - 28 названных Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 года.
Принимая во внимание, что с момента внесения изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258), при определении норматива на отопление (расчетный метод) для жилых помещений подлежит учету также и площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, а также с учетом положений п. 20 Правил N 307 при определении объема потребленной тепловой энергии на отопление нежилых помещений следует применять нормативы потребления для жилых помещений, установленные в соответствии с требованиями Правил N 306, с возможностью производить 1 раз в год корректировку размера платы по этим помещениям.
Сказанное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10, в соответствии с которой при отсутствии приборов учета стороны не вправе согласовывать метод определения количества поставленной исполнителю тепловой энергии, не соответствующий положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 307.
При таких обстоятельствах расчет объема тепловой энергии на отопление по нежилым помещениям, расположенным в жилом доме, где отсутствуют приборы учета, с применением Методики N 105 нельзя признать соответствующим требованиям ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 20 Правил N 307.
Ответчиком - управляющей компанией, в суд был представлен расчет количества тепловой энергии на отопление по нежилым помещениям, выполненный в соответствии с п. 20 Правил N 307. Между тем данный расчет судом не принят, а довод заявителя о необходимости применения к спорным правоотношениям п. 20 Правил N 307 не получил надлежащую правовую оценку.
Более того, неприменение норматива потребления в расчетах может привести к нарушению принципа, на основании которого построена действующая в жилищной сфере модель отношений по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирных жилых домов, при которой недопустимо предъявление к исполнителям коммунальных услуг, приобретающим коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг, требований об оплате этих ресурсов по иным тарифам и в ином количестве, чем в силу действующего жилищного законодательства имеют право оплачивать потребление соответствующих ресурсов непосредственные потребители.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление обстоятельств, имеющих значение для дела, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом требований, установленных ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.07.2013 по делу N А71-2369/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Г.Сирота |
Судьи |
Л.В.Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что с момента внесения изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258), при определении норматива на отопление (расчетный метод) для жилых помещений подлежит учету также и площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, а также с учетом положений п. 20 Правил N 307 при определении объема потребленной тепловой энергии на отопление нежилых помещений следует применять нормативы потребления для жилых помещений, установленные в соответствии с требованиями Правил N 306, с возможностью производить 1 раз в год корректировку размера платы по этим помещениям.
Сказанное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10, в соответствии с которой при отсутствии приборов учета стороны не вправе согласовывать метод определения количества поставленной исполнителю тепловой энергии, не соответствующий положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 307.
При таких обстоятельствах расчет объема тепловой энергии на отопление по нежилым помещениям, расположенным в жилом доме, где отсутствуют приборы учета, с применением Методики N 105 нельзя признать соответствующим требованиям ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 20 Правил N 307."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 января 2014 г. N Ф09-14191/13 по делу N А71-2369/2013