Екатеринбург |
|
23 июня 2015 г. |
Дело N А07-16616/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Семеновой З. Г., Столярова А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2014 по делу N А07-16616/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Романов Дмитрий Иванович (далее - предприниматель Романов Д.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе выполнения процедур по выбору земельного участка, выраженного в письме от 19.06.2014 N 7-5943/Ю, об обязании администрации в месячный срок с момента вступления в силу решения суда осуществить действия, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, обеспечить выбор земельного участка, проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, оформить акт о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденных администрацией схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город г. Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда от 24.12.2014 (судья Насыров М. М.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.03.2015 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.,) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель отмечает, что одним из оснований для отказа в подготовке акта выбора земельного участка является факт резервирования земельного участка для муниципальных нужд, администрация указывает на отсутствие в перечне зарезервированных земельных участков испрашиваемого участка в связи с тем, что участок не сформирован.
Кроме того, заявитель полагает неправомерным вывод судов о том, что решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/12 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" не отвечает требованиям законодательства, поскольку суд не указал, о каких несоответствиях идет речь.
Помимо изложенного, ссылаясь на п. 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", администрация полагает неправомерными вывод судов о необходимости публикации постановления от 16.12.2008 N 7444 "Об утверждении проекта планировки жилого района Зинино-Нагаево в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" и ссылку судов на разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предполагающий выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
На основании п.п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Согласно п. 6 и п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории являются элементами документации по планировке территории.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 14 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Указанное положение закона призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.
Согласно п. 2 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что предприниматель Романов Д.И. 02.06.2014 обратился в администрацию с заявлением, в котором просил осуществить выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и выдать акт о выборе земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Октябрьский район, поселок Нагаево, пересечение улиц Лесная и Рощинская, в целях строительства на земельном участке торгового павильона и автостоянки на прилегающей территории, с приложением схемы, свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Судами установлено, что администрация письмом от 19.06.2014 N 7-5943/Ю сообщила предпринимателю Романову Д.И. о невозможности рассмотрения его вопроса ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий улицы - территории общего пользования, зарезервированной для муниципальных нужд в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/12 в целях размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также на территории, где постановлением администрации от 16.12.2008 N 7444 "Об утверждении проекта планировки жилого района Зинино-Нагаево в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" предусмотрено размещение зеленых насаждений общего пользования.
Суды установили, что требование ч. 14 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации о публикации утвержденной документации по планировке территории - проекта планировки жилого района "Зинино-Нагаево" в Октябрьском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан площадью 453,2 га, включая его основную часть и графические формы, администрацией не соблюдено, публикация указанного проекта в установленном порядке не произведена.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций исследован довод администрации о том, что в выборе испрашиваемого земельного участка администрацией отказано в связи с расположением спорного участка в границах красных линий улицы - территории общего пользования, зарезервированной для муниципальных нужд в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/12 в целях размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Судами выявлено, согласно приложениям N 1 и N 2 к решению Совета городского округа от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в редакции решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/12 испрашиваемый истцом земельный участок попадает в границы красных линий районов, в отношении которых разработаны проекты планировки территории.
При принятии решения о резервировании перечисленных в разделе земельных участков и соответствующей территории орган местного самоуправления руководствовался документами территориального планирования, утвержденными постановлением администрации от 16.12.2008 N 7444.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что проект планировки жилого района Зинино - Нагаево в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в установленном порядке опубликован не был, пришел к выводу о необоснованном включении указанной территории в состав зарезервированных для муниципальных нужд земель.
Установив фактические обстоятельства настоящего дела и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды правомерно признали, что правовых оснований для отказа в проведении процедур по выбору испрашиваемого земельного участка, выраженного в письме от 19.06.2014 со ссылками на постановление администрации от 16.12.2008 N 7444, у администрации не имелось.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования предпринимателя Романова Д.И. о признании незаконным решения администрации, выраженного в письме от 19.06.2014 N 7-5943/Ю, об отказе выполнения процедур, предусмотренных ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и обязании администрации в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда осуществить действия, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно осуществить выбор земельного участка, проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, по результатам исследования мнения населения принять решение о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденных схем расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанцией установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2014 по делу N А07-16616/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
З.Г.Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив фактические обстоятельства настоящего дела и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды правомерно признали, что правовых оснований для отказа в проведении процедур по выбору испрашиваемого земельного участка, выраженного в письме от 19.06.2014 со ссылками на постановление администрации от 16.12.2008 N 7444, у администрации не имелось.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования предпринимателя Романова Д.И. о признании незаконным решения администрации, выраженного в письме от 19.06.2014 N 7-5943/Ю, об отказе выполнения процедур, предусмотренных ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и обязании администрации в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда осуществить действия, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно осуществить выбор земельного участка, проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, по результатам исследования мнения населения принять решение о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденных схем расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2015 г. N Ф09-2514/15 по делу N А07-16616/2014
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2016 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-16616/14
18.11.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2514/15
03.11.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12518/15
23.06.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2514/15
05.03.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1251/15
24.12.2014 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-16616/14