Екатеринбург |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А50-9349/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Татариновой И.А., Черкезова Е.О.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильчук Т.Ф. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537; далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.09.2013 по делу N А50-9349/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд прибыли представители:
учреждения - Малиновская Л.И. (доверенность от 22.10.2013 N 01-03/04/49763);
Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае (ОГРН 1065900048510, ИНН 5902709852; далее - региональное отделение партии) - Куликова В.Д. (доверенность от 09.01.2014);
Избирательной комиссии Пермского края - Любарская Т.В. (доверенность от 27.01.2014).
Региональное отделение партии обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 28.02.2013 N 1920сч/73/2753 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.09.2013 (судья Трефилова Е.М.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Васёва Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель жалобы полагает, что поскольку отделение партии зарегистрировано в качестве страхователя, то обязано исполнять все предусмотренные законодательством о страховании обязанности страхователя, т.е. независимо от назначения банковского счёта сообщать в установленные сроки о его открытии или закрытии.
В отзыве на кассационную жалобу Региональное отделение партии возражает доводам заявителя кассационной жалобы, считая, что судами первой и апелляционной инстанции установлены все юридически значимые обстоятельства и исследованы все доказательства, правильно применены нормы права.
В отзыве на кассационную жалобу Избирательная комиссия Пермского края поддерживает выводы судов, считая обжалуемые судебные акты законными.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Учреждением проведена камеральная проверка своевременности представления плательщиком страховых взносов информации об открытии (закрытии) счетов в банке, по итогам которой установлено, что региональным отделением партии в установленный законом срок не представлена информация об открытии счета N 40704810749540000004 в Западно-Уральском банке ОАО "Сбербанк России" г. Пермь, а также о закрытии указанного счета.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения учреждением решения от 28.02.2013 N 1920сч/73/2753 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной ст. 46.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), за непредставление в установленный срок информации об открытии, закрытии счета в банке в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 руб.
Региональное отделение партии оспорило решение учреждения в судебном порядке.
Суды при принятии судебных актов исходили из отсутствия правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной ст. 46.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, указав на особое правовое положение специального избирательного счета.
Суд кассационной инстанции считает указанный вывод судов правильным.
Согласно подп. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
Статьей 46.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (введённой в действие Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ) предусмотрена ответственность за нарушение плательщиком страховых взносов срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Судами установлено, что политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ является юридическим лицом, региональное отделение партии - её структурным подразделением.
Согласно уставу Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ действует в соответствии с законодательством Российской Федерации о политических партиях.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" денежные средства политической партии размещаются на счетах в кредитных организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Политическая партия, её региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения вправе иметь только по одному расчетному счету.
В период проведения избирательной кампании региональное отделение партии приобретает статус избирательного объединения, деятельность которого регулируется нормами избирательного законодательства, в частности, Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с п. 25 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
В соответствии с п. 11 ст. 58 Федерального закона N 67-ФЗ все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, территории проведения референдума
В силу п. 3 ст. 65 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" специальный избирательный счет открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации, указанном для политической партии Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, для регионального отделения политической партии избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Политическая партия, ее региональное отделение вправе открыть только по одному специальному избирательному счету.
Пунктом 10 ст. 65 Федерального закона N 51-ФЗ предусмотрено, что специальный избирательный счет закрывается политической партией, ее региональным отделением до дня представления ими итогового финансового отчета.
Пунктом 11 ст. 65 Федерального закона N 51-ФЗ установлено, что порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Судами установлено, что постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 11.12.2009 N 32/08 утверждён Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов избирательных фондов кандидатов, выдвинутых по одномандатному и (или) многомандатному избирательному округу, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по единому избирательному округу, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае.
Согласно пункту 1.2. указанного Порядка избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по единому избирательному округу, обязано на основании договора банковского счета открыть в филиале Сбербанка России (банка), определенном избирательной комиссией, организующей выборы, специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда на основании решения избирательной комиссии муниципального образования о разрешении на открытие специального избирательного счета, принятого в течение трех дней после заверения ею выдвинутого этим избирательным объединением единого списка кандидатов и регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, но до представления в избирательную комиссию, организующую выборы, документов для регистрации единого списка кандидатов в депутаты, выдвинутого по единому избирательному округу.
Судами установлено, что во исполнение вышеперечисленных норм региональным отделением партии на период проведения избирательной кампании в Западно-Уральском банке ОАО "Сбербанк России" г. Перми был открыт счёт N 40704810749540000004 по договору специального избирательного счета избирательного объединения от 24.10.2012 N 6897/0000/0011.
При этом п. 6 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определено, что для целей этого Федерального закона используется понятие счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.
Аналогичное понятие банковского счета содержит и Налоговый кодекс Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используется следующее понятие счетов (счета) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Судами правильно учтено, что понятие счета, используемое в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ, подразумевает наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, а также возможность зачисления на счет денежных средств и свободного расходования денежных средств со счета на любые цели.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что специальный избирательный счет не обладает признаками счёта в понимании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, поскольку имеет особый правовой статус, целью его открытия является формирование избирательного фонда избирательного объединения, денежные средства, находящиеся на нем, имеют строго целевое назначение, установленное Федеральным законом N 67-ФЗ, плата за услуги банка по открытию специального избирательного счета и проведению операций по нему не взимается, в связи с чем суды сделали правильный вывод, что специальный избирательный счет имеет целевое назначение и открывается в обязательном порядке независимо от волеизъявления избирательного объединения.
Особая природа специального избирательного счета подтверждается также положениями п. 8 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, согласно которым не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума.
Таким образом, поскольку специальный избирательный счёт не подпадает под определение счёта, приведенное в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, суды сделали законный и обоснованный вывод об отсутствии у регионального отделения партии обязанности сообщать об открытии (закрытии) данного счета и незаконности привлечения заявителя к ответственности по ст. 46.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права заявителем жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.09.2013 по делу N А50-9349/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Особая природа специального избирательного счета подтверждается также положениями п. 8 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, согласно которым не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума.
Таким образом, поскольку специальный избирательный счёт не подпадает под определение счёта, приведенное в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, суды сделали законный и обоснованный вывод об отсутствии у регионального отделения партии обязанности сообщать об открытии (закрытии) данного счета и незаконности привлечения заявителя к ответственности по ст. 46.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2014 г. N Ф09-14740/13 по делу N А50-9349/2013
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14740/13
27.01.2014 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12450/13
05.11.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12450/13
05.09.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-9349/13