Екатеринбург |
|
31 января 2014 г. |
Дело N А50-10906/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд, страховщик; ИНН: 5904100537, ОГРН: 1025900889002) на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2013 по делу N А50-10906/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей N 8" (далее - лицей, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании решений фонда от 29.05.2013 N 660 в части доначисления страховых взносов, пени и привлечения к ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов на выплаты единовременного пособия молодым специалистам и на единовременные пособия, выплаченные в связи с достижением пенсионного возраста; от 20.05.2013 N 635 в части доначисления страховых взносов, пени и привлечения к ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов на выплаты единовременного пособия молодым специалистам и на единовременные пособия, выплаченные в связи с достижением пенсионного возраста (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений заявленных требований).
Решением суда от 26.09.2013 (судья Байдина И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 (судьи Гулякова Г. Н., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, поскольку единовременные выплаты молодым специалистам, единовременные выплаты в связи с выходом на пенсию не являются государственными пособиями и не носят компенсационный характер.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки заявителя с целью проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составлен акт от 09.04.2013 N 707 и вынесено решение от 20.05.2013 N 660, в том числе, в связи с не включением сумм, выплаченных молодым специалистам и сотрудникам, уволенным в связи с выходом на пенсию по возрасту, в базу для начисления страховых взносов.
Кроме того, по результатам плановой выездной проверки заявителя с целью проверки начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств, составлен акт N 707 н/с и вынесено решение от 20.05.2013 N 635, в том числе, в связи с не включением сумм, выплаченных молодым специалистам и сотрудникам, уволенным в связи с выходом на пенсию по возрасту, в базу для начисления страховых взносов.
Полагая, что названные решения нарушают права и законные интересы заявителя, страхователь обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что указанные выплаты являются государственными пособиями и относятся к необлагаемым выплатам согласно ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии с п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Пунктом 2 названной статьи установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 20.1 отмеченного закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 названного Закона.
Согласно п. 1 ст. 20.2. Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Статьей 17 Закона Пермского края N 587-ПК (далее - Закон N 587-ПК) предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам.
В ч. 1 ст. 17 названного закона определено, что в Пермском крае педагогическому работнику государственного (краевого) образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения, финансируемого за счет субвенций из бюджета Пермского края, дополнительно к федеральным устанавливаются социальные гарантии и льготы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 обозначенного закона в редакции, действовавшей в проверяемый период, лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере и устанавливается ежемесячная надбавка в течение 3 лет.
Единовременное пособие выплачивается один раз по первому месту работы после окончания указанного в данном пункте образовательного учреждения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, предусмотрено, что педагогическим работникам (в том числе руководителям) образовательных учреждений при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере.
Как видно из материалов дела и установлено судами, заявителем произведены выплаты единовременных пособий восьми работникам, с которыми трудовые договоры расторгнуты в связи с выходом на пенсию в 2011 - 2012 гг., а также выплачены единовременные пособия девяти молодым специалистам, поступившим на работу в период с 2010 по 2012 гг. по полученной специальности.
Суды обоснованно признали, что единовременные пособия, выплаченные заявителем указанным выше лицам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам и должны включаться в базу для начисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Доводы фонда о том, что спорные выплаты не являются государственными пособиями, поскольку установлены не законодательством Российской Федерации, а законодательством Пермского края, обоснованно не приняты судами, как основанные на неверном толковании положений Федеральных законов N 212-ФЗ и N 125-ФЗ и Закона N 587-ПК, которое не следует из их содержания.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 АПК РФ не имеется.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 АПК РФ, и основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2013 по делу N А50-10906/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 20.2. Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
...
Доводы фонда о том, что спорные выплаты не являются государственными пособиями, поскольку установлены не законодательством Российской Федерации, а законодательством Пермского края, обоснованно не приняты судами, как основанные на неверном толковании положений Федеральных законов N 212-ФЗ и N 125-ФЗ и Закона N 587-ПК, которое не следует из их содержания."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 января 2014 г. N Ф09-14647/13 по делу N А50-10906/2013
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14647/13
23.12.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14647/13
28.11.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13343/13
26.09.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-10906/13