Екатеринбург |
|
07 февраля 2014 г. |
Дело N А47-1125/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Черкезова Е.О., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Оренбургской области, антимонопольный орган) от 05.07.2013 по делу N А47-1125/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Федерального арбитражного суда Уральского округа с применением системы видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской области прибыли представители:
антимонопольного органа - Ермакова Е.А. (доверенность от 14.01.2014)
управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - заявитель, Управление Росреестра по Оренбургской области) - Кривенкова Ю.В. (доверенность от 05.02.2013 N 2).
Управление Росреестра по Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания УФАС России по Оренбургской области от 28.01.2013 исх. N 559 и N 60 соответственно по делу N 06-05-57/2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено государственное унитарное предприятие "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - предприятие, ГУП "Сартехинвентаризация").
Решением суда 05.07.2013 (судья Федорова С.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит указанные судебные акты отменить, указывая на то, порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 N 577 (далее - Порядок), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 не определяет порядок осуществления технического учета и технической инвентаризации. Кроме того, ссылаясь на пп. "б" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" (далее - ПП РФ N 477), ст. 43, ч. 3 ст. 44, ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), письмо Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.02.2013 N Д 23и-449, заинтересованное лицо указывает на то, что технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства с 01.01.2013, как ранее, должны осуществлять аккредитованные государственные организации, изначально предприятие обратилось в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением об аккредитации 28.06.2012, то есть, до 01.01.2013.
Как следует из материалов дела и установлено судами антимонопольным органом вынесены оспариваемые решение и предписание по заявлению ГУП "Сартехинвентаризация" о допущенном Управлением Росреестра по Оренбургской области нарушении антимонопольного законодательства, квалифицированном как нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившимся в нерассмотрении заявления об аккредитации предприятия на право осуществления технического учета и технической инвентаризации объектов капительного строительства в связи с тем, что на территории Оренбургской области такая аккредитация с 01.01.2012 не осуществляется.
Не согласившись с указанными ненормативными актами заинтересованного лица, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых решения и предписания.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу условий ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Пунктом 2 ПП РФ N 477 устанавливалось, что: а) государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы; б) до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.
Положение об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 (далее - Положение, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70) определяло порядок проведения аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (п. 1.1 данного Положения).
В силу ч. 1, 2.1 ст. 43 Закона N 221-ФЗ до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - переходный период), который осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.
Частью 8 ст. 47 Закона N 221-ФЗ устанавлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с названным Федеральным законом указанные в нем законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
С учетом изложенного, в переходный период действовало два порядка государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Из содержания вышеперечисленных нормативных правовых актов следует, что до принятия порядка ведения государственного технического учета такой учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемым Минэкономразвития России, по правилам, утверждаемым указанным Министерством, что соответствует ч. 2.1 ст. Закона N 221-ФЗ.
Порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, разработан в соответствии с ч. 2.2 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, и согласно п. 2 приказа Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, вводился на территории Российской Федерации поэтапно: с 01.01.2012; с 01.04.2012; с 01.09.2013.
На территории Оренбургской области указанный порядок был введен с 01.01.2012 (абз. 2 п. 2 приказа Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577).
Судами верно отмечено, что новый порядок, введенный на территории Оренбургской области, не предусматривал проведения аккредитации, а положения нормативных правовых актов в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда фактически утратили действие, соответственно у Управления Росреестра по Оренбургской области отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления ГУП "Сартехинвентаризации" об аккредитации предприятия на право осуществления технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Оренбургской области.
При таких обстоятельствах суды сделали правомерный вывод, что принятые антимонопольным органом решение и предписание не основаны на нормах законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, которое не следует из их содержания.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2013 по делу N А47-1125/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 8 ст. 47 Закона N 221-ФЗ устанавлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с названным Федеральным законом указанные в нем законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
...
Из содержания вышеперечисленных нормативных правовых актов следует, что до принятия порядка ведения государственного технического учета такой учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемым Минэкономразвития России, по правилам, утверждаемым указанным Министерством, что соответствует ч. 2.1 ст. Закона N 221-ФЗ.
Порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, разработан в соответствии с ч. 2.2 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, и согласно п. 2 приказа Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, вводился на территории Российской Федерации поэтапно: с 01.01.2012; с 01.04.2012; с 01.09.2013."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 февраля 2014 г. N Ф09-14900/13 по делу N А47-1125/2013
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14900/13
05.02.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-1125/13
23.10.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8923/13
05.07.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-1125/13