Екатеринбург |
|
14 февраля 2014 г. |
Дело N А60-24650/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Анненковой Г.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (ИНН: 6684000014; далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по делу N А60-24650/2013 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Самарина Е.Н. (доверенность от 16.10.2013 N 01-2), Богомолова М.А. (доверенность от 30.08.2012 N 05-27);
негосударственного образовательного учреждения Первоуральская автомобильная школа ДОСААФ России (ИНН 6625003341; далее - учреждение, налогоплательщик) - Раздъяконов Е.С. (доверенность от 10.01.2014 б/н).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 29.04.2013 N 219-221 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 20.09.2013 (судья Дегонская Н.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 (судьи Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Налоговый орган полагает, что для целей налогообложения 2009-2011 гг. действовала кадастровая стоимость земельных участков, определенная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП (далее - постановление N 1347-ПП) и от размера данной стоимости следовало исчислять налога за соответствующие налоговые периоды.
В представленных возражениях на кассационную жалобу, учреждение ссылается на решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-24288/2012, которым определена дата применения новой кадастровой стоимости, указывает, что установление судами по другому делу иного порядка применения новой кадастровой стоимости противоречит положениям ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения камеральных налоговых проверок представленных заявителем уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2009-2011 гг. инспекцией составлены акты от 25.03.2013 N 552-554 и вынесены решения от 29.04.2013 N 219-221, которыми налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу соответственно за 2009 год - в сумме 2 997 094 руб., за 2010 год - 2 997 094 руб., за 2011 год - 2 997 094 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 20.06.2013 N 711/13 оспариваемые решения инспекции оставлены без изменения.
Полагая, что решения налогового органа нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2009-2011 гг. в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 66:58:0101001:6 подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 1347-ПП в размере 204 516 624 руб.
Вывод суда первой инстанции является правильным на основании следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:58:0101001:6, кадастровая стоимость которого составила 204 516 624 руб.
При исчислении земельного налога за 2009-2011 гг. по указанному земельному участку налогоплательщик в уточненных налоговых декларациях определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2012 по делу N А60-32317/2012 в размере 4 345 348 руб. по состоянию на 01.01.2007.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0101001:6, принадлежащего учреждению, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2012 по делу N А60-32317/2012 в размере 4 345 348 руб., не распространяется на ранее возникшее налоговые правоотношения.
Таким образом, при исчислении учреждением земельного налога за 2009-2011 гг. в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 1347-ПП.
С учетом вышеизложенного является ошибочным вывод апелляционного суда о том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2012 по делу N А60-32317/2012, в целях налогообложения подлежит применению при исчислении налога за период, указанный в таком решении (предшествующий вступлению в законную силу решения суда).
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене, решение суда первой инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по делу N А60-24650/2013 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2013 по делу N А60-24650/2013 оставить в силе.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0101001:6, принадлежащего учреждению, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2012 по делу N А60-32317/2012 в размере 4 345 348 руб., не распространяется на ранее возникшее налоговые правоотношения.
Таким образом, при исчислении учреждением земельного налога за 2009-2011 гг. в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 1347-ПП.
С учетом вышеизложенного является ошибочным вывод апелляционного суда о том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2012 по делу N А60-32317/2012, в целях налогообложения подлежит применению при исчислении налога за период, указанный в таком решении (предшествующий вступлению в законную силу решения суда)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2014 г. N Ф09-14604/13 по делу N А60-24650/2013