Екатеринбург |
|
14 февраля 2014 г. |
Дело N А07-7253/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Купреенкова В.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 по делу N А07-7253/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" - Исламова Р.И. (доверенность от 27.12.2013N ДОВ/54/86/14).
Открытое акционерное общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - общество "АНК "Башнефть") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по делу от 28.01.2013 N 01/347/2012-554 в государственной регистрации договора аренды от 14.04.2011 N 18 лесного участка, заключенного между обществом "АНК "Башнефть" и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) и обязании зарегистрировать договор аренды лесного участка от 14.04.2011 N 18, заключенный между обществом "АНК "Башнефть" и Министерством.
Определением суда от 29.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Уфимское лесничество" (далее - Уфимское лесничество), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан (далее - Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2013 (судья Насыров М.М.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 (судьи Румянцев А.А., Суспицина С.А., Карпачева М.И.) решение суда отменено, в удовлетворении требований отказано.
Общество "АНК "Башнефть" обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование своих возражений заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Полагая, что у Управления Росреестра отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора аренды, общество "АНК "Башнефть" указывает, что лесной участок, являющийся предметом договора аренды, не поставлен на государственный кадастровый учет. Однако, наличие выданного с соблюдением требований Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 N 310, плана лесного участка свидетельствует об осуществлении учета лесного участка в государственном лесном реестре в соответствии с требованиями законодательства. Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета для предоставления юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. В связи с чем, заявитель полагает, что при обращении в Управление Росреестра им представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации договора аренды, представление плана лесного участка соответствует положениям ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). Общество "АНК "Башнефть" также считает необоснованным вывод суда о том, что к рассматриваемым правоотношениям не применимы нормы ст. 4.1 Вводного закона, поскольку являющийся предметом договора аренды лесной участок образован из участка лесного фонда с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0147, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, ввиду чего при передаче в пользование его частей на государственный кадастровый учет должны быть поставлены и эти части. Кроме того, по мнению заявителя, наличие у земельного участка статуса "архивный" не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды, поскольку прекращение права собственности на спорный участок не зарегистрировано, запись в ЕГРП не аннулирована, по решению суда не прекращена.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с распоряжением Министерства от 10.03.2011 N 239-р лесной участок, находящийся в государственной собственности и расположенный на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, квартал N 27, выдел N 10, предоставлен в аренду заявителю для разработки месторождений полезных ископаемых - добычи углеводородного сырья.
Между Министерством в лице Уфимского лесничества и обществом "АНК "Башнефть" 14.04.2011 на основании указанного распоряжения заключен договор аренды лесного участка N 18.
Лесной участок площадью 1,0 га, представляемый в аренду по договору имеет месторасположение: Республика Башкортостан, МР Уфимский район РБ, в границах ГУ "Уфимское лесничество", Юматовское участковое лесничество, квартал N 27 выдел N10 для разработки месторождения полезных ископаемых - добыча углеводородного сырья на Сергеевском нефтяном месторождении. Категории земель- земли лесного фонда. Номер учетной записи в государственном лесном реестре - 11800147-11-11-18. (п. 1.2 договора).
Общество "АНК "Башнефть" обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 10.10.2012 для государственной регистрации данного договора аренды.
Письмом от 28.01.2013 N 01/347/2012-554 Управление Росреестра сообщило, что согласно справке Министерства от 05.07.2011 N 407 лесной участок, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Уфимское лесничество, Юматовское участковое лесничество, квартал 27, выдел 10 находится в собственности Российской Федерации, входит в состав земель лесного фонда и является частью лесного участка с кадастровым номером 02:47:00 00 00: 0147. Соответственно в регистрации договора аренды было отказано, поскольку лесной участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0147 имеет статус "архивный" и заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав).
Полагая данный отказ незаконным, общество "АНК "Башнефть" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем на регистрацию представлены все необходимые документы, представление кадастрового паспорта не требовалось. Суд руководствовался положениями ст. 4.1 - 4.4 Вводного закона, посчитав их применимыми к настоящему спору. В настоящем деле имеются план участка, сведения об учетной записи в государственном лесном реестре, представленный на государственную регистрацию договор аренды лесного участка содержит необходимые данные, позволяющие определенно установить лесной участок, подлежащий передаче в аренду.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда на том основании, что заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, в отношении которого был произведен государственный кадастровый учет, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается, в связи с чем обжалуемый отказ в государственной регистрации договора аренды является обоснованным и соответствует требованиям ст. 13, 16, 17, 18, 20 Закона о государственной регистрации прав.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает, что вывод суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании отказа в государственной регистрации договора незаконным, не соответствует нормам материального права, что является основанием для отмены судебного акта (ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в силу ст. 4.1 Вводного закона до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно п.3 ст. 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.2 Вводного закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (п. 2 ст. 4.2).
В соответствии со ст. 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Таким образом, наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре).
Следовательно, в качестве документов, индивидуализирующих лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, признаются планы участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
Как подтверждается материалами дела и установлено судом первой инстанции, предмет договора аренды лесного участка от 14.04.2011 N 18 сторонами определен, указан номер учетной записи участка в государственном лестном реестре 118 00147-11-11-18. К договору приложена план-схема расположения и границы лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования.
В абз. 6 п.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается. Вместе с тем, ст. 4.4 Вводного закона содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция не применима к лесным участкам до 01.01.2015.
Принимая во внимание изложенное, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации договора аренды лесного участка.
Суд первой инстанции установил все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, правильно применил нормы материального права, нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции следует оставить в силе.
В соответствии с нормами ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в пользу открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" подлежит взысканию 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 по делу N А07-7253/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2013 по делу N А07-7253/2013 оставить в силе.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в пользу открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" в возмещение государственной пошлины по кассационной жалобе 2000 (две тысячи) руб.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.3 ст. 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
...
В абз. 6 п.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается. Вместе с тем, ст. 4.4 Вводного закона содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция не применима к лесным участкам до 01.01.2015."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2014 г. N Ф09-14598/13 по делу N А07-7253/2013