Екатеринбург |
|
21 февраля 2014 г. |
Дело N А71-5742/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по биатлону Удмуртской Республики" (ОГРН 1071832005871, ИНН 1832060797); (далее - Учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.09.2013 по делу N А71-5742/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Учреждения - Тутов И.А. (доверенность от 04.06.2013).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800279014, ИНН 1831100790); (далее - Отдел, административный орган) от 21.05.2013 N 02/208 (ПБ) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 12.09.2013 (судья Коковихина Т.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 (судьи Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю., Осипова С.П.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, не полное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела.
При этом заявитель указывает, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению, а именно п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Кроме того, Учреждение полагает, что ГОСТ Р 12.2.143-2009 подлежит применению на добровольной основе и несоблюдением названного ГОСТа не может рассматриваться в качестве основания привлечения к ответственности.
По мнению заявителя, техническое заключение административного органа от 29.12.2012 N 39 не может являться доказательством, так как оно не содержит правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель также указывает, что указанные в п. 1, 4-6, 13, 22, 25, 26, 27, 29, 37, 38 оспариваемого постановления Отдела нарушения не могут быть вменены Учреждению, так как оно не являлось ни заказчиком, ни собственником объекта, находящегося по адресу: г. Ижевск, ул. Славянское шоссе, 0/13.
Учреждение не согласно с выводами судов об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 Кодекса.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 10.04.2012 при проведении прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска проверки соблюдения федерального законодательства о пожарной безопасности Учреждением в помещениях и местах массового пребывания граждан, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Славянское шоссе, 0/13, с привлечением специалиста Отдела, выявлены нарушения требований норм пожарной безопасности, установленные Федеральным законом N 123-ФЗ, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97*, СНиП 41-01-2003, СНиП 2.08.02-89*, сводами правил СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2012, СП 3.13130.2009, СП 4.13130.2009, СП 5.13130.2009, СП 7.13130.2013, СП 9.13130.2009, СП 12.13130.2009, нормами пожарной безопасности НПБ 110-03, НПБ 245-2001, НПБ 151-00, НПБ 160-97, НПБ 166-97, НПБ 104-03, НПБ 88-2001, РД 009-01-96, национальными стандартами ГОСТ Р 12.2.143-2009, ГОСТ Р 12.4.026-2001.
По фактам выявленного нарушения прокурором Октябрьского района г. Ижевска вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 24.04.2013, в котором указано, что Учреждением совершены правонарушения, предусмотренные ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 Кодекса.
На основании распоряжения от 02.04.2013 N 82 должностным лицом Отдела 19.04.2013 проведена внеплановая проверка исполнения Учреждением ранее выданных предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 10.04.2012 N 61/1/1-77, от 29.12.2012 N 322/1/1-52.
По результатам проверки составлен акт проверки от 19.04.2013 N 82, которым зафиксированы выявленные нарушения требований пожарной безопасности и выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 19.04.2013 N 82/1/1-66.
В отношении Учреждения заместителем главного государственного инспектора г. Ижевска по пожарному надзору вынесено постановление от 21.05.2013 N 02/208 (ПБ) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 Кодекса в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая, что названное постановление административного органа незаконно, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии в действиях Учреждения составов вменённых административных правонарушений, отсутствия оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса и ч. 3-8 названной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 ст. 20.4 Кодекса установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании ч. 8 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Правила разработки и утверждения сводов правил утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 858, в соответствии с которыми своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и являются составной частью национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности, соответственно правила носят обязательный для исполнения характер.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Учреждение осуществляет свою деятельность в проверенных Отделом помещениях, на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от 27.06.2012).
Судами верно указано, что Учреждение, приняло на себя соответствующие обязательства по соблюдению требований пожарной безопасности. В связи с этим с Учреждения, как с лица, в оперативном управлении которого находится проверенное здание, не может быть снята ответственность по соблюдению требований пожарной безопасности.
В ходе проверки административным органом установлено, что Учреждением нарушены требования норм пожарной безопасности, а именно: отсутствует наружная пожарная лестница на кровлю здания, предусмотренная проектом, чем нарушен п. 8.3 СНиП 21-01-97*; не проводятся эксплуатационные испытания на прочность ограждений на крыше и наружных пожарных лестниц в местах перепада кровли с периодичностью 1 раз в 5 лет, чем нарушен п. 24 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - ППР РФ); нарушено огнезащитное покрытие (имеются трещины, сколы) несущих металлических конструкций (вентиляционная камера и технических помещений вентиляционного оборудования на отметке +3.300), чем нарушен п. 21 ППР РФ, п. 5.4.3 СП 2.13130.2012; не обеспечено дистанционное, автоматическое и ручное устройство для открывания створок, фрамуг в световых проемах, размещенных на высоте более 2.2 м от уровня пола в помещениях и коридоре на отметке -3.300, чем нарушен п. 13.2 СНиП 41-01-2003; противопожарный нормально открытый клапан в вентиляционном проеме ограждающей строительной конструкции с нормируемым пределом огнестойкости не установлен (воздуховоды системы вентиляции, обслуживающие помещения сушильной камеры (N 007) и складе хранения лыж (N 028) на отметке -3.300, помещениях используемых для хранения различных материалов не оборудованы противопожарными клапанами, чем нарушены п.п. 6.10, 6.11, 6.12 СП 7.13130.2013, п.п. 7.11.1, 8.12 СНиП 41-01-2003; коридор на отметке -3.300 длиной более 60 м не разделен противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м (установлена перегородка с пластиковыми дверями с остеклением), чем нарушены п. 6.26* СНиП 21-0197*, п. 4.3.3 СП 1.13130.2009; визуальная проверка наружных пожарных лестниц в местах перепада кровли здания не менее одного раза в год не проводится, чем нарушен п. 3.4 НПБ 245-2001; состояние огнезащитной обработки деревянных, несущих металлических конструкций и воздуховодов не реже двух раз в год не проверяется, чем нарушен п. 21 ППР РФ; не вывешены у пожарных шкафов, с дверками без прозрачных вставок, табличка с указанием информации о составе комплектующих изделий (ПК-10, ПК-11 отсутствуют надписи, в остальных ПК таблички с надписями имеются, но комплектация указана не в полном объеме (нет в перечне кнопки-пуска насоса-повысителя, пожарного рукава и ствола, рычага для облегчения открывания крана), чем нарушен п. 4.6 НПБ 151-00; не вывешены в полном объеме знаки безопасности (на эвакуационных дверях, курение запрещено, не загромождать, знак маршрута эвакуации в промежуточном положении). Фотолюминесцентные эвакуационные системы - ФЭС (совокупность фотолюминесцентных элементов, предназначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе при аварийном отключении освещения, а также для обеспечения процесса ликвидации чрезвычайной ситуации) согласно норм не выполнены, чем нарушены п. 33. 43 ППР РФ, п. 1.1-1.6, 2.6 НПБ 160-97, п. 4.2.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009, ГОСТ Р 12.4.026-2001, п. 5.4 СП 3.13130.2009; проведение ежеквартальных проверок огнетушителей с последующими отметками на огнетушителях и их паспортах не организованы, чем нарушены п. 7.6, 7.7, 7.17 НПБ 166-97; в ряде комнат для проживания людей (N 308, 310, 314, 305) не вывешены локальные планы эвакуации людей в случае пожара, чем нарушен п. 6.2.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009; при установке противопожарных дверей не обеспечено нормативное значение пределов огнестойкости: - вентиляционное помещение на отметке +9.900 (не обеспечен плотный притвор в закрытом положении двери, имеются зазоры); - вентиляционное помещение N 001 на отметке -3.300 (не обеспечен плотный притвор в закрытом положении двери, имеются зазоры); - помещение установки системы подпора воздуха N 0.03б на отметке -3.300 (не обеспечен плотный притвор в закрытом положении двери, имеются зазоры); - тамбур-шлюз на отметке -3.300 (не обеспечен плотный притвор в закрытом положении двери, имеются зазоры); - помещений 016, 014, 018, 020 на отметке -3.300 (не обеспечен плотный притвор в закрытом положении двери, имеются зазоры, изменена конструкция дверей путем монтажа металлических уголков в дверную коробку, неисправны ручки для открывания и встроенные замки); - помещения сауны на отметке 0.000 (не обеспечен плотный притвор в закрытом положении двери, имеются зазоры); - помещение N 027 на отметке -3.300 (не обеспечен плотный притвор в закрытом положении двери, имеются зазоры, замок неисправен), чем нарушены п. 62 ППР РФ, п. 7.15, 7.18, 5.14* СНиП 21-01-97*, ч. 8, 13 ст. 88 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 4.22 СП 4.13130.2009; отсутствуют (неисправны) устройства для самозакрывания противопожарных дверей: - вентиляционное помещение N 029 на отметке -3.300 (отсутствует устройство для самозакрывания); - помещения N 016 на отметке -3.300 (неисправно устройство для самозакрывания); - техническое помещение у сауны (отсутствует устройство для самозакрывания); - помещения для хранения чистого белья в помещении кастелянши на отметке +3.300; - помещение N 020 на отметке -3.300, чем нарушены п. 62 ППР РФ, ч. 8, 13 ст. 88 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 7.17 СНиП 21-01-97*, п. 4.22 СП 4.13130.2009; не определены и не обозначены на дверях категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с гл. 5. 7 и 8 Федерального закона N 123-ФЗ (помещения вентиляционных на отметке +9.900 и +3.300. техническое помещение купели сауны N 033), чем нарушен п. 20 ППР РФ; используются технические помещения для хранения предметов: - помещение купели сауны N 033 на отметке -3.300; - помещение для установки оборудования подпора воздуха 0.036 на отметке -3.300; - помещение сушилки N 007 на отметке -3.300; - помещение сушилки N 011 на отметке -3.300; - помещения N 027 для очистки воды бассейна на отметке -3.300), чем нарушен п. 23 ППР РФ; не заделаны негорючим строительным раствором отверстия в противопожарных преградах в местах прохода инженерных коммуникаций (техническое помещение купели сауны N 033 на отметке -3.300), чем нарушен п. 22 ППР РФ; окрас элементов и узлов модульных установок пожаротушения, в цвета в соответствии с ГОСТ не выполнен (трубопроводы заполненные воздухом окрашены бело-желтый цвет, по нормам - синий цвет), чем нарушен п. 3.1.3 РД 009-01-96; на каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе в насосной станции отсутствует табличка с их назначением, чем нарушен п. 58 ППР РФ; не обеспечено на объекте с массовым пребыванием людей наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек (фонари имеются для дежурного персонала в количестве 1 штука), чем нарушен п. 38 ППР РФ; проведение проверки работоспособности сетей наружного противопожарного водопровода на предмет обеспечения требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения не менее двух раз в год не обеспечено, чем нарушен п. 55 ППР РФ; не обеспечена дымогазонепроницаемость дверей коридоров, ведущие в лестничные клетки ЛК-3 и ЛК-1 (плотно не закрывается дверь на 1-м, 2-м, 3-м этажах, устройства самозакрывания неисправны), чем нарушены п. 33 ППР, п. 6.18* СНиП 21-01-97*, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009; не производится эксплуатация здания в соответствии с проектной документацией (вместо буфета устроено помещение для игры в настольный теннис, вместо тренажерной устроен склад раскладушек), чем нарушен п. 4.3 СНиП 21-01-97*; нарушено огнезащитное покрытие (материал базальтовый огнезащитный рулонные фольгированный) воздуховодов системы вентиляции (подсобное помещение коридора на отметке +3.300, вентиляционная камера на отметке +3.300, заклеены скотчем работниками учреждения), чем нарушен п. 21 ППР РФ; при установке противопожарной двери тамбур шлюза на отметке -3.300 предел огнестойкости и газодымонепроницаемость. соответствующий типу заполнения противопожарных преград не обеспечен (стыковочные швы между косяками противопожарных дверей и "проемами перегородок, после заделывания минеральным волокном, не заштукатурены частично сплошным слоем строительного раствора или другого негорючего материала, обеспечивающего требуемый предел огнестойкости и газодымонепроницаемость), чем нарушены п. 22 ППР РФ, ч. 6 ст. 88 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 7.15, 7.20 СНиП 21-01-97*; участок несущей металлической конструкции перекрытия не обработан огнезащитным составом (помещение (пазух) у вентиляционной камеры на отметке +3.300), чем нарушены п. 5.12, 5.13, 5.14* СНиП 21-01-97*; строительные конструкции пазухов чердака способствуют скрытому распространению горения (имеются зазоры между гипсокартонном и перегородкой чердака), чем п. 7.8 СНиП 21-01-97*; не обеспечено ознакомление (под роспись) граждан (детей) с правилами пожарной безопасности (на момент проверки отсутствуют подписи Губарева, Буракова, Главатских, Широбокова, Коробейникова, Степанова, Демидова), чем нарушен п. 89 ППР РФ; для обшивки стен стрелковой огневой зоны тира в подвальном этаже применен горючий материал (древесина), вместо негорючего материала, чем нарушен п. 4.8 СП 118.13330.2012 (судом апелляционной инстанции скорректировка норма, которая нарушена, не изменяя содержание нарушения, поскольку административным органом указаны СНиП 2.08.02-89*, утратившие силу с 01.01.2010 в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 01.09.2009 N 390, утвердившего настоящий документ в новой редакции, изменив его номер на СНиП 31-06-2009, которые, в свою очередь, утратили силу с 01.01.2013 в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, которым утвержден Свод правил СП 118.13330.2012).
За названные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса.
Кроме того, в ходе проверки административным органом установлено: электросветильники эксплуатируются без колпаков (рассеивателей), предусмотренные конструкцией светильника: - комната N 205 на отметке +3.300; - подсобное помещение вентиляционной камеры на отметке +3.300; - подсобное помещение в коридоре на отметке +3.300; - помещение N 202 на отметке +3.300 (мужская раздевалка); - помещение N 306 на отметке +6.600; - помещение N 012 на отметке -3.300; - помещение N 033 на отметке -3.300 (помещение купели), чем нарушен п. 42 ППР РФ; в пожарном шкафу N 6 отсутствуют огнетушители, чем нарушены п. 70 ППР РФ, п. 4.2* НПБ 151-2000; в комнате N 311 эксплуатируется удлинитель для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ, чем нарушен п. 42 ППР РФ; отсутствуют на корпусах огнетушителей ОП-5 порядковые номера в пожарном шкафе N 11 на отметке +9.900 и ОВП-8 у помещения N 27 на отметке -3.300, чем нарушен п. 475 ППР РФ; учет всех первичных средств пожаротушения в журнале учета не ведется (раздел N 1. Журнал учета огнетушителей: по общему списку 15 огнетушителей, в наличии - 23, порядковые номера огнетушителей не указаны), чем нарушен п. 478 ППР РФ; задвижки с электроприводом противопожарного водопровода на работоспособность не реже двух раз в год не проверяются, пожарные насосы-повысители - ежемесячно, чем нарушен п. 59 ППР РФ.
За названные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса.
При проверке Отделом также установлено, что не защищены автоматической пожарной сигнализацией (осуществляется размещение горючих материалов, по проекту не предназначенных для этих целей) следующие помещения: - помещение уборочного инвентаря в буфете на отметке 0.000 (хранение хозяйственного инвентаря); - сушильная камера (по проекту) в тренерской комнате N 009 на отметке -3.300 (хранение горючих материалов); - помещения душевой и сушильной (по проекту) в тренерской комнате N 011 на отметке -3.300 хранение горючих материалов),чем нарушены п.п. 4, 14 НПБ 110-03, прил. А СП 5.13130.2009; не обеспечена нормативная ширина эвакуационных выходов и ширина горизонтальных участков путей эвакуации не менее 1,2 м: - из буфета на отметке 0.000: а) в вестибюль (ширина фактически 1,12 м), б) Непосредственно наружу (факт. 1.11 м, в) горизонтальные участки, ведущие к выходу наружу сужение в местах дверных проемов (факт. 0,79 м); - из лестничной клетки ЛК-3 на отметке 0.000 непосредственно наружу (факт. 1,12 м); - из комплекса сауны на отметке 0.000: а) непосредственно наружу из сауны (факт. 0.84 м), из бассейна (факт. 0.79 м), непосредственно наружу из комплекса (факт. 1,14 м); - коридор на отметке 0.000 административной части (факт. 1,12 м); - с этажа на отметке -3.300: а) выход в южной части здания (факт. 0,82 м и 086 м), б) выход в северной части здания (факт. 1,15 м), в) коридор (факт. 1,135 м), чем нарушены п. 33 ППР РФ, п.п. 6.16, 6.27 СНиП 21-01-97*, п.п. 5.1.1, 5.2.14 СП 1.13130.2009; не обеспечена ширина маршей лестниц лестничных клеток ЛК-1, ЛК-3 не менее 1,35 м (фактически 1,24 м), предусмотренная проектом, чем нарушены п. 6.29 СНиП 21-01-97*, п. 5.2.5 СП 1.13130.2009; световой указатель "Выход", "Направление эвакуации" на эвакуационных путях находятся в неисправном состоянии (у эвакуационного выхода в северной части здания на отметке -3,300, 1 этаж (теннисная), лестничная клетка ЛК-1, комплекс сауны, основной выход из здания), чем нарушены п. 43 ППР РФ, п. 4.3.1 СП 1.13130.2009; световой указатель "Выход" на отметке -3.300 над эвакуационным выходом с южной стороны не установлен (фактически установлен сбоку на стене), чем нарушены п. 43 ППР РФ. прил. И табл. Е22 ГОСТ Р 12.4.026-2001, п. 5.3 СП 3.13130.2009; в системе оповещения людей о пожаре отсутствуют световые оповещатели "Выход" (имеющиеся световые указатели включаются в ручном режиме и работающие при напряжении 220В), чем нарушен п. 4.1 НПБ 104-03, разд. 6, 7 СП 3.13130.2009; в помещение N 21 (изолятор) на отметке 0.000 звуковой сигнал системы оповещения людей о пожаре не обеспечивает общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями не менее 75дБА на расстоянии 3 м от оповещателя (факт. 63,5 дБА), чем нарушен п. 3.14 НПБ 104-03; аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, используемые в качестве резервного источника питания электроприемников автоматических систем противопожарной защиты не обеспечивают питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 час, чем нарушен п. 14.3 НПБ 88-2001; в техническом помещении у сауны пожарный извещатель автоматической пожарной сигнализации на потолке не установлен (снят с потолка совместно с потолочной плиткой навесного потолка и установлен у стены), чем нарушен п. 61 ППР РФ, п. 12.18* НПБ 88-2001; двери в коридорах на отметке +3.300 на путях эвакуации эксплуатируются в открытом положении, чем нарушены п. 36 ППР РФ, ч. 19 ст. 88 Федерального закона N 123-ФЗ.
За названные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса.
Отделом также установлено, что дорога, проезд и подъезды к зданию, используемые для целей пожаротушения, не очищены от снега в западной части здания. Допускается стоянка автомобильного транспорта в противопожарных разрывах между зданиями, чем нарушены п. 74, 75 ППР РФ, за которые предусмотрена административная ответственность по ч. 8 ст. 20.4 Кодекса.
Суды, проанализировав материалы дела, верно указали, что являются установленными факты нарушений Учреждением требований противопожарного режима.
Учреждением указанное документально не опровергнуто.
Судами верно установлено наличие в действиях Учреждения события административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 Кодекса.
Суды обоснованно указали, что установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности.
Кроме того, судами установлено, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Учреждением своевременно предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
Следовательно, суды с учетом ч. 2 ст. 2.1 Кодекса правомерно сделали вывод о том, что вина Учреждения в совершении правонарушений является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 Кодекса.
Оспариваемое постановление вынесено Отделом в пределах предоставленных ему полномочий и в рамках срока, установленного ст. 4.5 Кодекса, порядок привлечения к административной ответственности соблюдён.
Таким образом, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку принятых и оценённых судами доказательств и на установление новых обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.09.2013 по делу N А71-5742/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по биатлону Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно указали, что установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности.
Кроме того, судами установлено, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Учреждением своевременно предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
Следовательно, суды с учетом ч. 2 ст. 2.1 Кодекса правомерно сделали вывод о том, что вина Учреждения в совершении правонарушений является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 Кодекса.
Оспариваемое постановление вынесено Отделом в пределах предоставленных ему полномочий и в рамках срока, установленного ст. 4.5 Кодекса, порядок привлечения к административной ответственности соблюдён."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 февраля 2014 г. N Ф09-526/14 по делу N А71-5742/2013