Екатеринбург |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А71-10603/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Жаворонкова Д.В., Вдовина Ю.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010; далее - страховщик, пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2014 по делу N А71-10603/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от пенсионного фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью "Автокотельная" (ИНН 7718808870, ОГРН 1107746443232; далее - страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решений пенсионного фонда от 21.07.2014 N 019 035 14 РК 0002233, N 019 035 14 РК 0002235, N 019 035 14 РК 0002236, от 07.08.2014 N 019 035 14 РК 0002463 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 22.12.2014 (судья Бушуева Е.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что имеются основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах, Закон N 212-ФЗ), поскольку установленные нарушения страхователем указанного законодательства, подтверждаются актами камеральной проверки; возражения на которые страхователем представлены.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом проведены камеральные проверки общества на основании представленных им корректирующих расчетов, о чем составлены акты от 28.05.2014 N 0193530001501, N 0193530001504, N 0193530001505, от 21.07.2014 N 0193530001741.
В ходе проверки пенсионным фондом установлено неправомерное занижение обществом базы для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу, применяемому для работников, поименованных в подп. 2-18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и наличие недоимки по страховым взносам за 1 квартал 2013 года в сумме 1 896 руб. 83 коп., за полугодие 2013 года - 14 763 руб. 82 коп., за 9 месяцев 2013 года - 10 412 руб. 53 коп., за 2013 год - 12 483 руб. 49 коп, названные суммы установлены как разница между показателями первоначально представленных и корректирующих расчетов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения страховщиком решений от 21.07.2014 N 019 035 14 РК 0002233, N 019 035 14 РК 0002235, N 019 035 14 РК 0002236, от 07.08.2014 N 019 035 14 РК 0002463 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафных санкций в сумме 379 руб. 37 коп., 2 952 руб. 76 коп., 2 082 руб. 51 коп., 2 496 руб. 70 коп.
Не согласившись с данными ненормативными актами, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия оснований для привлечения страхователя к ответственности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона о страховых взносах установлена обязанность плательщика страховых взносов, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (п. 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ).
Порядок внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам регламентирован ст. 17 Закона о страховых взносах, в части 1 которой предусмотрено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном данной статьей.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Частью 1 ст. 47 Закона о страховых взносах предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Порядок привлечения страхователя к ответственности установлен гл. 5 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона о страховых нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
В силу п. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку; решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 данного Федерального закона. Установленный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (ч. 4 п. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
В силу п. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов (п. 9 ст. 39 Закона о страховых взносах).
Надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте, привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
В силу ч. 1 ст. 40, ч. 1 ст. 42 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность. Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено следующее.
При рассмотрении материалов проверки пенсионным фондом не установлены подлежащие доказыванию все элементы состава вменяемого обществу правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ; в описательной, мотивировочной частях акта проверки, решения не изложены конкретные обстоятельства правонарушения, допущенные обществом; страховщиком при вынесении оспариваемых решений пенсионным фондом не проведена проверка первоначально представленных расчетов по страховым взносам за спорные периоды; не установлена их ошибочность или неточность; не проверена обоснованность сведений, указанных в корректирующих расчетах; не установлена также их достоверность и соответствие действующему законодательству; при этом собственные расчеты страховщиком не проводились.
Судами установлено, что из содержания решений усматривается, что плательщиком самостоятельно выявлена ошибка, в результате которой занижена база для начисления страховых взносов; при этом, в качестве основания для применения к обществу штрафных санкций страховщиком учтено только наличие разницы в базе для исчисления страховых взносов, сумме страховых взносов, подлежащих уплате по первоначально представленным и корректирующим расчетам.
Судами установлено также, что противоправность действий и вина общества в совершении правонарушения, причины представления корректирующих расчетов, пенсионным фондом не исследовались и не оценивалась. Кроме того, судами установлено, что в оспариваемых решениях не указано, на основании каких документов определен размер недоплаты, с которой исчислены штрафы; расчет пени, которые следовало уплатить обществу с целью выполнения условий для освобождения от ответственности; оспариваемые решения не содержат допущение обществом ошибок в спорных формах отчетности; отсутствует указание причин допущенных нарушений.
Самостоятельное исправление плательщиком страховых взносов ошибки в первоначальном расчете, в результате которой база для начисления страховых взносов в корректирующем расчете, не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 47 Закона N 212-ФЗ.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в данном конкретном случае оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные обществом требования.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Доводы пенсионного фонда основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку доказательств, представленных в материалы дела и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе страховщиком не приведено.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2014 по делу N А71-10603/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.