Екатеринбург |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А07-13127/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Сухановой Н. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - министерство, административный орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по делу N А07-13127/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство представило в Федеральный арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью "Июль" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания министерства от 25.04.2013 N 115/1 о внесении в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 г. и 1 квартал 2013 г.
Решением суда от 01.10.2013 (судья Искандаров У.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 (судьи Малышева И.А., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда отменено, заявленные требования общества удовлетворены. Предписание министерства от 25.04.2013 N 115/1 признано недействительным.
В кассационной жалобе министерство просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению административного органа, общество обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в процессе деятельности общества образуются отходы 5 класса опасности. При этом министерство полагает, что наличие у общества договора от 16.08.2010 N 1158 на услуги по размещению и утилизации (захоронению) отходов производства и потребления, оказываемые государственным унитарным предприятием "Табигат" Республики Башкортостан (далее - предприятие "Табигат"), не влечет переход права собственности общества на отходы указанному лицу, в связи с чем у общества сохраняется обязанность по уплате спорных платежей.
Кроме того, министерство полагает, что суд апелляционной инстанции неправомерно не применил норму подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскал с административного органа судебные расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 3000 руб.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344. Министерством природы Российской Федерации утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Статьёй 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования к объектам размещения отходов.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Нормой п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено, что на основании распоряжения от 22.03.2013 N 115 министерством проведена плановая выездная проверка общества, по результатам которой составлен акт от 25.04.2013 N 115 о проверке соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки министерством установлено, что общество осуществляет деятельность, в результате которой образовывались отходы 5 класса опасности: отходы полиэтилена в виде плёнки, отходы уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами. В помещении общества установлены картонные коробки для временного накопления отходов, отходы бумаги и картона, полиэтилена в виде плёнки временно хранятся в складском помещении магазина.
Полагая, что деятельность общества относится к видам деятельности, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, вследствие чего общество обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, министерство выдало обществу предписание от 25.04.2013 N 115/1 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований с указанием в срок до 19.07.2013 внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 г. и 1 квартал 2013 г.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии у общества обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012, 1 квартал 2013 г., поскольку внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обществом в течение спорных периодов осуществлялась обычная хозяйственная деятельность, в процессе которой накапливались бытовые отходы, при этом указанные отходы передавались специализированным организациям для их размещения на полигоне и в иных специально отведённых для этого местах согласно договору от 16.08.2010 N 1158 на услуги по размещению и утилизации (захоронению) отходов производства и потребления, заключенному с предприятием "Табигат", и договору о приёме макулатуры и полиэтилена от 10.04.2010, заключенному с индивидуальным предпринимателем Крыловым В.А..
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции установил, что доказательства, подтверждающие тот факт, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ, в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерством суду не представлены.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество не может быть отнесено к организациям, осуществляющим деятельность по размещению отходов и обязанным осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие у министерства оснований для направления обществу оспариваемого предписания с требованием внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая указанные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования общества и отменил решение суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Довод управления о том, что обязанность вносить плату за размещение отходов возлагается на собственника отходов - общество, был предметом исследования судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен, как основанный на неверном толковании действующего законодательства.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 3000 руб. взысканы судом апелляционной инстанции с министерства в пользу общества также правомерно по следующим основаниям.
В соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), а также при удовлетворении судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции жалобы (заявления) об отмене судебных актов, принятых в пользу названных органов, возврат истцу (подателю жалобы) уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, учитывая изменения, внесённые в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, следует признать, с 01.01.2007 в случае принятия арбитражным судом судебных актов по делам об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа в пользу заявителя подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с изложенным расходы, понесенные заявителем (подателем жалобы) на оплату государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскиваются в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.
Ссылка министерства на положения п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку указанной нормой вопросы распределения судебных расходов, понесённых стороной по делу в связи с уплатой государственной пошлины, не регламентированы.
Таким образом, судом апелляционной инстанции правомерно взысканы с министерства в пользу общества судебные расходы, понесенные им при уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по делу N А07-13127/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Н.Н.Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Статьёй 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования к объектам размещения отходов.
...
Ссылка министерства на положения п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку указанной нормой вопросы распределения судебных расходов, понесённых стороной по делу в связи с уплатой государственной пошлины, не регламентированы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 марта 2014 г. N Ф09-1399/14 по делу N А07-13127/2013