Екатеринбург |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А50-17156/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Сухановой Н. Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.10.2013 по делу N А50-17156/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Горбунова Д.В. (доверенность от 20.03.2014 б/н); Смирнова Е.В. (доверенность от 20.03.2014 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - административный орган, Роспотребнадзор) от 15.08.2013 N 178 в части п. 1, 3 (в части), 4 (в части), 5, 6.
Решением суда от 18.10.2013 (судья Катаева М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 (судьи Варакса Н.В., Риб Л.Х., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы полагает, что вывод суда о неполном прохождении медицинского осмотра работниками общества "Тандер" не основан на нормах действующего законодательства. По мнению общества, медицинская книжка не является первичным документом, подтверждающим прохождение медицинского осмотра, в связи с этим отсутствие в ней тех или иных записей о результатах лабораторного исследования и осмотра конкретного врача не означает, что медицинское обследование не пройдено.
Заявитель в кассационной жалобе указывает также на то, что административным органом не были исследованы вопросы о достижении работниками возраста, в котором они подлежат ревакцинации, о наличии либо отсутствии противопоказаний для проведения прививок, о праве на отказ от прививок.
Кроме того, общество считает неисполнимым оспариваемое предписание, в том числе по представлению заключительных актов по результатам проведения периодического медицинского осмотра.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
В ходе проведенной внеплановой документарной проверки соблюдения обществом обязательных требований санитарного законодательства административным выявлены нарушения, о чем составлен акт проверки от 15.08.2013 N 119.
По результатам проведенной проверки Роспотребнадзором вынесено предписание от 15.08.2013 N 178 об устранении выявленных нарушений, а именно: представление заключительных актов по результатам проведения периодического медицинского осмотра по торговым объектам, указанным в распоряжении о проведении внеплановой документарной проверки в срок до 05.09.2013 (п. 1 предписания); обеспечение проведения предварительного медицинского осмотра вновь поступающих сотрудников в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 16.08.2013 и постоянно (п. 2 предписания); отстранение от работы для прохождения полного периодического медицинского осмотра в соответствии с требованиями санитарного законодательства сотрудников магазинов в срок до 15.08.2013 (п. 3 предписания); представление личных медицинских книжек сотрудников, указанных в п. 3 предписания, с отметками о прохождении периодического медицинского освидетельствования (п. 4 предписания); обеспечение проведения обязательной ревакцинации против дифтерии в соответствии с требованиями санитарного законодательства сотрудников магазинов в срок до 05.09.2013 (п. 5 предписания); обеспечение проведения обязательной ревакцинации против кори в соответствии с требованиями санитарного законодательства сотрудников магазинов в срок до 05.09.2013 (п. 6 предписания).
Полагая, что указанное предписание в части п. 1, п. 3 (в части), п. 4 (в части), п. 5, п. 6 является недействительным, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из соответствия оспариваемого предписания в обжалуемой части нормам действующего законодательства и отсутствия правовых оснований для его отмены.
Выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
На основании п. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 11 Закона N 52-ФЗ).
В силу ст. 15 Закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
На основании ч. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры); индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками; данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 1, 3, 5 ст. 34 Закона N 52-ФЗ).
Частью 6 указанной статьи Закона N 52-ФЗ предусмотрен порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек, который определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н) утверждены Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (Приложение N 1) (далее - Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (Приложение N 2) (далее - Перечень работ), Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение N 3) (далее - Порядок проведения медицинских осмотров).
Пунктом 15 Перечня работ предусмотрено, что при выполнении работ проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, в их числе указаны также работы в организациях общественного питания, торговли.
Аналогичное требование закреплено в ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации.
В пунктах 16, 19 приложения N 3 к приказу N 302н предусмотрено, что периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ. При этом периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ (п. 19 Приказа N 302н); поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем), и не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра, направляются работодателем в указанную медицинскую организацию (п. 23 Приказа N 302н).
В силу положений п. 33 Приказа N 302н данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт (п. 42 Приказа N 302н).
Правильно применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе оригиналы медицинских книжек в составе иных документов (сопроводительное письмо от 08.08.2013), суды установили, что в медицинских книжках работников общества, указанных в предписании, отсутствовали необходимые отметки о прохождении осмотров специалистами (гинеколог, отоларинголог, стоматолог), о проведенных исследованиях на патогенный стафилококк, гельминтозы, носительство возбудителей кишечных инфекций, о серологическом исследовании на брюшной тиф; заявителем не представлены заключительные акты по результатам проведения периодического медицинского осмотра, и пришли к обоснованному выводу о доказанности факта непроведения обществом обязательных медицинских осмотров, и отсутствии оснований для признания недействительными п. 3, п. 4 предписания Роспотребнадзора от 15.08.2013 N 178.
Доказательств, свидетельствующих о представлении в ходе проведения проверки иных документов, которыми, в том числе, по мнению заявителя, являются медицинская карта, паспорт здоровья, заявителем в материалы не представлено.
С учетом изложенного доводы общества, приведенные в кассационной жалобе о том, что личная медицинская книжка не является первичным документом, подтверждающим прохождение медицинского осмотра, а отсутствие в ней тех или иных записей о результатах лабораторного исследования и осмотра конкретного врача не означает, что медицинское обследование не пройдено, судами обоснованно отклонен как основанный на ошибочном толковании норм санитарного законодательства.
Судами также верно не принят довод общества о неисполнимости предписания в части требования о представлении заключительных актов по результатам проведения периодического медицинского осмотра, со ссылкой на наличие указания в договоре от 01.02.2013 "Об оказании услуг по проведению периодических медицинских осмотров" условия об обязанности исполнителя предоставить в течение 30 календарных дней после полного прохождения работниками периодического медицинского осмотра заключительный акт, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о невозможности выполнения обществом требований, предусмотренных п. 19, 23, 25, 28, 42 Приказа N 302н и исполнения, таким образом, п. 1 предписания.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции и гриппа. Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Частью 2 ст. 5 названного Федерального закона предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Согласно ст. 29 Закон N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В пункте 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней постановление", утвержденных Постановлением Главного санитарного врача от 04.06.2008 N 34, предусмотрено, что руководителями организаций ежегодно представляются в лечебно-профилактические организации списки работающих с указанием года рождения, занимаемой должности. В списки работающих медицинским работником вносятся уточненные сведения о прививках, в том числе на вновь поступивших, на основании представленных ими документов о профилактических прививках.
С учетом изложенных норм, исследовав и оценив обстоятельства, связанные с эпизодом указания Роспотребнадзором проведения обществом ревакцинации своих сотрудников против дифтерии и кори, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что содержащиеся в п. 5, п. 6 предписания положения не обязывают заявителя в любом случае обеспечить наличие у его сотрудников ревакцинации против дифтерии и кори, а указывают на обеспечение принятия им мер, направленных на выполнение вышеизложенных положений санитарного законодательства, в том числе, и на соблюдения обществом право граждан на отказ от профилактических прививок, что соответствует ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", а также требованиям санитарного законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на соблюдение санитарного законодательства в данной части (в том числе, документов, подтверждающих отказ работников от профилактических прививок) обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела вывод судов об отсутствии оснований для признания недействительными п. 5, п. 6 оспариваемого предписания, является обоснованным.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований о признании предписания Роспотребнадзора от 15.08.201 N 178 в оспариваемой части недействительным.
Фактические обстоятельства дела судами обеих инстанций установлены и исследованы в полном объеме, всем обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют нормам действующего законодательства, основаны на доказательствах, представленными в материалы дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее непринятия у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.10.2013 по делу N А50-17156/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней постановление", утвержденных Постановлением Главного санитарного врача от 04.06.2008 N 34, предусмотрено, что руководителями организаций ежегодно представляются в лечебно-профилактические организации списки работающих с указанием года рождения, занимаемой должности. В списки работающих медицинским работником вносятся уточненные сведения о прививках, в том числе на вновь поступивших, на основании представленных ими документов о профилактических прививках.
С учетом изложенных норм, исследовав и оценив обстоятельства, связанные с эпизодом указания Роспотребнадзором проведения обществом ревакцинации своих сотрудников против дифтерии и кори, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что содержащиеся в п. 5, п. 6 предписания положения не обязывают заявителя в любом случае обеспечить наличие у его сотрудников ревакцинации против дифтерии и кори, а указывают на обеспечение принятия им мер, направленных на выполнение вышеизложенных положений санитарного законодательства, в том числе, и на соблюдения обществом право граждан на отказ от профилактических прививок, что соответствует ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", а также требованиям санитарного законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2014 г. N Ф09-805/14 по делу N А50-17156/2013