Екатеринбург |
|
09 апреля 2014 г. |
Дело N А07-11847/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее - управление, учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2013 по делу N А07-11847/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Ширяева Н.Н. (доверенность от 21.02.2014 N 5), Италмасова Э.Р. (доверенность от 09.01.2014 N 1);
Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности (далее - организация, профсоюз) - Плотникова О.Н. (доверенность от 12.06.2013 б/н).
Профсоюз обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188 и от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248; обязании фонда произвести зачет излишне уплаченных денежных средств в счет уплаты страховых взносов за период 2012 года на обязательное пенсионное страхование по страховой части в сумме 122 819 руб. в счет предстоящих платежей по этому же страховому взносу; взыскание с управления за период 2012 года суммы излишне уплаченного страхового взноса на обязательное медицинское страхование в размере 222 904 руб. 85 коп., процентов в сумме 17 715 руб. 37 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по республике Башкортостан (далее - отделение).
Решением суда от 19.09.2013 (судья Азаматов А.Д.) заявленные требования полностью удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 (судьи Иванова Н.А., Малышева И.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда отменено в части удовлетворения требований профсоюза о признании недействительными решений учреждения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 33 551 руб. 58 коп.; от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248 в части начисления пени в сумме 597 руб. 98 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 104 580 руб. 07 коп.; взыскания с управления в пользу профсоюза процентов в сумме 3 984 руб. 44 коп. В указанной части производство по делу прекращено.
В остальной части решение арбитражного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба управления - без удовлетворения.
В кассационной жалобе управление ссылается на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование заявленных доводов фонд указывает на ошибочные выводы судов в части того, что доходы профсоюза в виде целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности составляют 93 %.
Управление полагает необоснованным вывод судов том, что в ходе проведения камеральной проверки фондом неправомерно не принято в качестве одного из оснований для установления пониженного тарифа страховых выплат вид деятельности - "деятельность в области социального обслуживания населения", поскольку указанный вид деятельности не был заявлен страхователем ни в одном документе, им не подтверждался.
Кроме того, управление считает, что у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования организации о взыскании с учреждения процентов, поскольку заявление о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных страховых взносов, в нарушение ст. 26 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в адрес управления не направлялось.
Как следует из материалов дела, 24.09.2012 профсоюз письменно уведомил управление о праве применения им в 2012 году пониженного тарифа, указав на то, что в период с 01.10.2012 расчет и уплата страховых взносов будет производиться по пониженным тарифам, а за предшествующий период с января по август 2012 г. выставил требования (уведомление исх. N 404) о зачете переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет будущих периодов, а именно:
- страховой части в сумме 271 189 руб. 88 коп.;
- накопительной части сумме 7 207 руб. 81 коп.
А также о возврате организации по указанным ею реквизитам страховых взносах на обязательное медицинское страхование в сумме 222 904 руб. 88 коп.
По результатам проведенной камеральной проверки профсоюза за период с декабря 2012 по апрель 2013 фондом выявлено, что профсоюз в уточненных расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 - й квартал 2012 года, за полугодие 2012 года, за 9 месяцев 2012 года применил в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) пониженные тарифы страховых взносов при отсутствии оснований для их применения по указанной норме закона. При этом управлением со ссылкой на ст. 34 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предложено организации в течение 5 дней со дня получения требования внести соответствующие исправления в расчет.
Из акта о камеральной проверки от 04.03.2012 N 00287130001256 уточненных расчетов страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 следует, что на момент ее проведения отсутствуют основания для привлечения профсоюза к ответственности по ст. 47 Закона N212-ФЗ, так как уплата произведена без применения пониженного тарифа.
В соответствии с актом камеральной проверки от 04.03.2012 N 00287130001258 уточненных расчетов страховых взносов за период с 01.04.2012 по 30.06.2012 фондом также установлено, что отсутствуют основания для привлечения профсоюза к ответственности по ст. 47 Закона N212-ФЗ, поскольку уплата произведена без применения пониженного тарифа.
Согласно акта камеральной проверки от 04.03.2012 N 00287130001267 уточненных расчетов страховых взносов за период с 01.07.2012 по 30.09.2012 на лицевом счете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой части у организации имеются неоплаченные суммы страховых взносов в размере 73 522 руб. 66 коп.; на обязательное медицинское страхование суммы страховых взносов в размере 9 806 руб. 65 коп., начислены пени в сумме 2 887 руб. 36 коп.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для принятия управлением в отношении профсоюза решений от 11.04.2013 за N 002 871 13 РК 0003189, N 002 871 13 РК 0003189, которыми отказано в привлечении организации к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Профсоюзу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Решением фонда от 11.04.2013 за N 002 871 13 РК 0003188 профсоюз привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за период 9 месяцев 2012 года; на организацию наложен штраф в сумме 16 665 руб. 86 коп. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов (п. 1 решения);
- за период с июля 2012 года и по состоянию на 26.02.2013 начислены пени в сумме 3 208 руб. 18 коп. (п. 2 решения);
- предложено уплатить недоимку по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 73 522 руб. 66 коп., на обязательное медицинское страхование - 9 806 руб. 65 коп. (п. 3 решения);
- указано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета (п. 4 решения).
Не согласившись с вынесенным управлением решением от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188, организацией подана жалоба в отделение, которая оставлена отделением без удовлетворения (решение от 23.04.2013 N 36).
Решением от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248 организация привлечена к ответственности по п.1 ст. 47 Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ за 2012 год, на профсоюз наложен штраф в сумме 42 749 руб. 63 коп. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов (п. 1 решения);
- начислены пени за период с октября 2012 года и по состоянию на 15.01.2013 в сумме 15 531 руб. 87 коп (п. 2 решения);
- предложено уплатить недоимку (выявленную за период 12 месяцев 2012 года) по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть на страховую часть - 291 500 руб. 69 коп., на обязательное медицинское страхование - 26 828 руб. 07 коп. (п. 3.1 решения);
- уплатить штраф, установленный в п. 1 решения (п. 3.2 решения);
- предложено уплатить пени, указанные в п. 2 решения (п. 3.3 решения).
Не согласившись с принятыми управлением решениями от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188 и от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248, организация обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для применения профсоюзом пониженного тарифа страховых взносов.
Апелляционный суд поддержал данные выводы суда первой инстанции, оставил решение суда первой инстанции в указанной части без изменения.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, приняв заявленный профсоюзом отказ от требований в части признания судом первой инстанции недействительными решений управления о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 33 551 руб. 58 коп.; от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248 в части начисления пени в сумме 597 руб. 98 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 104 580 руб. 07 коп.; взыскания с фонда в пользу профсоюза процентов в сумме 3 984 руб. 44 коп. отменил решение суда первой инстанции и прекратил производство по рассматриваемому делу в указанной части.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ дополнена п. 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных ч. 5.1 - 5.3 этой статьи.
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В части 5.1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что такие плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов: 1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 данной статьи, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (целевые поступления); 2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 этой статьи и определяемых в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (гранты); 3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подп. "р" - "ф", "я.4" - "я.6" п. 8 ч. 1 указанной статьи (научные исследования и разработки; образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов, прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов), деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий, деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 195-ФЗ) социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В силу ст. 3 Закона N 195-ФЗ под социальными службами понимаются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица; под клиентом социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; под социальными услугами - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной данным Федеральным законом; под трудной жизненной ситуацией - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. При этом социальное обслуживание основывается, в том числе, на принципе доступности (ст. 5 Закона N 195-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 7 Закона N 195-ФЗ предусмотрено, что социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
В силу ст. 17 Закона N 195-ФЗ учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. При этом к предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
В соответствии ст. 2 Федерального закона N 10-ФЗ от 12.01.1996 "О профсоюзных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ) профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза (ст. 18 Закона N 10-ФЗ). Профсоюзы также вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере (ст. 22 Закона N 10-ФЗ). Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации (ст. 23 Закона N 10-ФЗ).Профсоюзы также осуществляют взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждениями отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта (п. 5 ст. 15 Закона N 10-ФЗ).
Таким образом, из правового анализа приведенных выше положений следует, что требования, касающиеся условий применения плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование пониженного тарифа страховых выплат, соответствие их критериям, определенным действующим законодательством нормативно урегулированы.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в п. 1.1 Устава организации, зарегистрированного 17.07.2002 Главным управлением Министерства юстиции по Республики Башкортостан за N 548 предусмотрено, что Республиканская организация Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности является общественной организацией, добровольно объединяющей членов профсоюза - работников предприятий, учреждений химических отраслей промышленности, студентов отраслевых высших и учащихся средних специальных учебных заведений, а также работников других предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Республики Башкортостан и за ее пределами, изъявивших желание вступить в нее. Данный профсоюз создан в целях представительства и защиты социально-трудовых и профессиональных прав и интересов членов профсоюза, а в области коллективных прав и интересов, - указанных прав и интересов работников независимо от членства в профсоюзе (ст. 1 Устава).
Статьей 1, 2 Устава определено, что организация осуществляет функции представительства и защиты прав граждан Российской Федерации - членов профсоюза и членов первичных профсоюзных организаций в органах государственной власти, местного самоуправления, судах, в общественных объединениях, органов, представляющих работодателей; профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в области социально- экономических отношений. Профсоюз выступает с обоснованными требованиями к работодателям и органам власти, содействует социальной направленности их экономической политики в вопросах труда, занятости и других социально - экономических вопросах, касающихся уровня и качества жизни членов профсоюза, осуществляет организацию о проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей, осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и с работодателями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений культуры, отдыха, туризма, обслуживания населения, образования и массовой физической культуры и спорта
В рассматриваемом случае суды применительно к положениям подп. 1 п. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, содержащего термин "организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами "деятельность в области социального обслуживания населения" исходили из деятельности организации в качестве некоммерческой организации, и пришли к выводу о невозможности его отождествления с термином "организация социального обслуживания населения", обозначенном в ст. 1 Закона N 195- ФЗ, указав при этом, что понятие "деятельность в области социального обслуживания населения" шире по своему содержанию, чем понятие "организация социального обслуживания населения", предполагающее не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.
Суды посчитали при этом, что помимо законодательства о социальном обслуживании населения определение такого понятия как деятельность в социальной сфере дано также в ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которой некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Суды установили, что поскольку профсоюз применяет упрощенную систему налогообложения; основным видом деятельности организации является деятельность в области социального обслуживания населения; получение профсоюзом (в форме профсоюзных взносов) дохода более 70 процентов от этого вида деятельности, а также, посчитав, что мероприятия и виды деятельности, осуществляемые организацией относятся к социально ориентированным видам деятельности согласно ст. 2.1 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пришли к выводам о соответствии профсоюза всем из перечисленных выше критериев и правомерности применения организацией пониженного тарифа страховых взносов.
Вместе с тем из содержания норм п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в совокупности с положениями Закона N 195-ФЗ, Закона N 10-ФЗ, а также правового смысла вышеприведенного анализа норм, регулирующих спорные правоотношения, следует, что некоммерческая организация должна осуществлять социальное обслуживание неограниченного круга населения, то есть любого лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, обратившегося к ней за соответствующей помощью.
Однако ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не может быть применима при оказании социальных услуг только к определенной группе населения, выбранной по признаку принадлежности к отрасли промышленности - Республиканская организация Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности, добровольно объединяющая членов профсоюза - работников предприятий, учреждений химических отраслей промышленности (п. 1 Устава профсоюза), что имеет место в рассматриваемом случае.
При таких обстоятельствах указанные выше выводы судов являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Таким образом, у профсоюза отсутствовали правовые основания для применения в 2012 году в соответствии с п. 11 ч. 1 ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пониженных тарифов страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции являются, в том числе нарушение норм материального права или норм процессуального права
Учитывая изложенное, а также то, что обстоятельства, имеющие значение для данного дела, судами установлены, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты в части удовлетворения требований профсоюза о признании недействительным решения управления от 06.06.2013 N 00287113РК 0005248, а также в части обязания фонда произвести зачет соответствующих указанному решению излишне уплаченных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в части взыскания соответствующих указанному решению сумм, излишне уплаченных за 2012 год страховых взносов на обязательное медицинское страхование и процентов.
По рассматриваемому делу следует принять новое решение об отказе организации в удовлетворении заявленных требований в указанной части, не передавая дело на новое рассмотрение.
В части прекращения производства по делу постановление апелляционного суда не обжалуется и подлежит оставлению без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2013 по делу N А07-11847/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 отменить в части удовлетворения требований Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности о признании недействительным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан от 06.06.2013 N 00287113РК 0005248, а также в части обязания ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан произвести зачет соответствующих указанному решению излишне уплаченных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в части взыскания соответствующих указанному решению сумм, излишне уплаченных за 2012 год страховых взносов на обязательное медицинское страхование и процентов.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности отказать.
В остальной части постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 по делу N А07-11847/13 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что поскольку профсоюз применяет упрощенную систему налогообложения; основным видом деятельности организации является деятельность в области социального обслуживания населения; получение профсоюзом (в форме профсоюзных взносов) дохода более 70 процентов от этого вида деятельности, а также, посчитав, что мероприятия и виды деятельности, осуществляемые организацией относятся к социально ориентированным видам деятельности согласно ст. 2.1 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пришли к выводам о соответствии профсоюза всем из перечисленных выше критериев и правомерности применения организацией пониженного тарифа страховых взносов.
Вместе с тем из содержания норм п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в совокупности с положениями Закона N 195-ФЗ, Закона N 10-ФЗ, а также правового смысла вышеприведенного анализа норм, регулирующих спорные правоотношения, следует, что некоммерческая организация должна осуществлять социальное обслуживание неограниченного круга населения, то есть любого лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, обратившегося к ней за соответствующей помощью.
Однако ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не может быть применима при оказании социальных услуг только к определенной группе населения, выбранной по признаку принадлежности к отрасли промышленности - Республиканская организация Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности, добровольно объединяющая членов профсоюза - работников предприятий, учреждений химических отраслей промышленности (п. 1 Устава профсоюза), что имеет место в рассматриваемом случае.
При таких обстоятельствах указанные выше выводы судов являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Таким образом, у профсоюза отсутствовали правовые основания для применения в 2012 году в соответствии с п. 11 ч. 1 ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пониженных тарифов страховых взносов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 апреля 2014 г. N Ф09-1634/14 по делу N А07-11847/2013