Екатеринбург |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А47-6265/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Платоновой Е. А., Лазарева С. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2014 по делу N А47-6265/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице филиала Управления федеральной почтовой связи Оренбургской области (далее - ФГУП "Почта России") и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Управление Росимущества) обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации города Оренбурга (далее - администрация) и комитету о признании недействительным зарегистрированного права собственности муниципального образования "город Оренбург" (свидетельство о государственной регистрации права от 19.06.2007 серии 56 АА N 416954) на часть здания, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, с. Городище, ул. Октябрьская, 12, площадью 36,2 кв. м, расположенного на первом этаже здания, признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения на нежилое помещение площадью 36,2 кв. м, расположенное на первом этаже в части здания, находящегося по адресу: Оренбургская область, с. Городище, ул. Октябрьская, 12, площадью 36,2 кв. м (с учетом вступления в дело соистца, привлечения к участию в деле соответчика, принятого арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области и администрация села Городище Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2014 (судья Бочарова О.В.) исковые требования удовлетворены. Признано недействительным зарегистрированное право собственности муниципального образования "город Оренбург" (свидетельство о государственной регистрации права от 19.06.2007 серии 56 АА N 416954) на часть здания (1 этаж) площадью 36,2 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, с. Городище, ул. Октябрьская, 12, помещение 2. Признано право федеральной собственности и право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на указанное нежилое помещение.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами статей 93, 99, 100 Гражданского кодекса РСФСР, применение неподлежащего применению постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), нарушение статьи 65, пункта 7 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств принадлежности спорного помещения к объектам государственной собственности, возведения объекта за счет государственных бюджетных средств, передачи колхозом имени 22 съезда КПСС помещения в государственную собственность. По его мнению, истцами не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предполагающий осуществление передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность на основании обращения заинтересованной стороны и принятия соответствующего решения о передаче в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
В возражениях на кассационную жалобу Управление Росимущества указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Оренбургского городского Совета от 08.12.2006 N 157 утвержден перечень объектов, составляющих муниципальную собственность города Оренбурга, в состав которых вошло административное здание, расположенное по адресу: г. Оренбург, с. Городище, ул. Октябрьская, 12.
Из письма Администрации села Городище Ленинского района города Оренбурга от 02.04.2012 N 3-2-01-24-83 следует, что в административном здании по указанному адресу с 1967 года располагается почтовое отделение.
Аналогичные сведения приведены в техническом паспорте на здание правления сельскохозяйственной артели по состоянию на 27.05.1970.
Использование нежилого помещения ФГУП "Почта России" также подтверждено договором на возмещение затрат по энергоснабжению нежилого помещения от 10.10.2012 N 12-2012, договором энергоснабжения от 01.11.2006 и от 12.12.2012 N 302089, договорами аренды объекта муниципального нежилого фонда города Оренбурга от 19.04.2010 N 1-1620а-10212, от 29.07.2011 N 1-1620б-10792, от 27.12.2011 N 1-1620в-10983, от 28.12.2012 N 1-1620 г-11376, от 11.03.2014 N 1-1620д-11752 и актами приема-передачи к названным договорам аренды.
В соответствии с выпиской N 53:401:2012:5565 из технического паспорта на часть объекта капитального строительства от 26.04.2012 занимаемое почтой нежилое помещение N 2 расположено на первом этаже двухэтажного кирпичного административного здания, литера Е, по адресу: г. Оренбург, с. Городище, ул. Октябрьская, 12, имеет площадь 36,2 кв. м.
Полагая, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению N 3020-1, независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности, в том числе, в соответствии с пунктом 6 раздела IV приложения N 1 к постановлению N 3020-1 предприятия связи также относятся исключительно к федеральной собственности, ФГУП "Почта России" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункт 59 постановления N 10/22).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления N 10/22, на основании пункта 4 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения.
В силу пункта 1 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с разделом IV приложения N 1 к постановлению N 3020-1 объекты предприятий связи отнесены исключительно к федеральной собственности.
Согласно статье 24 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
Пунктом 1.1 Устава ФГУП "Почта России" предусмотрено, что данное лицо создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р. В силу пунктов 3.1, 3.2 Устава ФГУП "Почта России" имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения с момента передачи, имущество находится в федеральной собственности, является неделимым.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р Росимуществу предложено по согласованию с Россвязью закрепить на праве хозяйственного ведения имущество за ФГУП "Почта России".
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что недвижимое имущество, используемое отделениями почтовой связи на момент разграничения государственной собственности, не может находиться в муниципальной собственности либо собственности субъекта Российской Федерации в силу закона, и должно быть закреплено за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения.
Исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили отсутствие доказательств, позволяющих сделать вывод о создании административного здания в селе Городище, включающем спорные помещения, колхозом.
Само по себе указание в техническом паспорте на расположение нежилого помещения в здании правления сельскохозяйственной артели по состоянию на 27.05.1970 не исключает презумпцию государственной собственности в отношении спорного имущества.
Проектная документация, первичные документы о ведении и финансировании строительства, акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию суду не представлены. Доказательств учета здания в составе имущества колхоза имени 22 съезда КПСС (балансовой принадлежности) также не имеется.
Поскольку на момент разграничения государственной собственности спорное имущество фактически использовалось отделением связи в процессе осуществления своей деятельности и находилось в его владении, данное помещение относится исключительно к федеральной собственности, у Российской Федерации и ФГУП "Почта России" соответствующие права (собственности и хозяйственного ведения) на спорное помещение возникли в силу прямого указания закона - пункта 1 постановления N 3020-1.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на несоблюдение истцами досудебного порядка урегулирования спора рассмотрена судом апелляционной инстанции, ей дана надлежащая правовая оценка.
Доводы комитета об отсутствии в материалах дела доказательств принадлежности спорного помещения к объектам государственной собственности, возведения объекта за счет государственных бюджетных средств, передачи колхозом имени 22 съезда КПСС помещения в государственную собственность по существу направлены на переоценку выводов судов, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2014 по делу N А47-6265/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по тому же делу оставить без изменения кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А.Столяров |
Судьи |
Е.А.Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 24 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
...
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
...
Поскольку на момент разграничения государственной собственности спорное имущество фактически использовалось отделением связи в процессе осуществления своей деятельности и находилось в его владении, данное помещение относится исключительно к федеральной собственности, у Российской Федерации и ФГУП "Почта России" соответствующие права (собственности и хозяйственного ведения) на спорное помещение возникли в силу прямого указания закона - пункта 1 постановления N 3020-1."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2015 г. N Ф09-4205/15 по делу N А47-6265/2014