Екатеринбург |
|
10 июля 2015 г. |
Дело N А07-15576/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Кравцовой Е. А., Анненковой Г. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН 0275016083, ОГРН 1020202556659; далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.11.2014 по делу N А07-15576/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Дружба" (ИНН 0259010743, ОГРН 1100259000148; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к фонду о признании незаконными решения от 02.06.2014 N 36 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, решения от 02.06.2014 N 43 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и об обязании устранить допущенные нарушения прав общества. Также общество просило возместить судебные расходы, понесенные им в связи с оплатой госпошлины в сумме 4 000 руб., и в связи с оплатой услуг представителя - в сумме 15 000 руб.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (ИНН 0274013386, ОГРН 1020202556835).
Решением суда от 26.11.2014 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 (судьи Баканов В.В., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ, Закон о страховых взносах), Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципа организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе.
Фонд считает, что поскольку Указ Президента Республики Башкортостан от 25.05.2009 N УП-263 "О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан" (далее - Указ N УП-263) не является законодательным актом, а потому выплачиваемые в соответствии с ним пособия для молодых специалистов не подлежат исключению из базы для начисления страховых взносов.
Заявитель жалобы полагает, что начисление выплат молодым специалистам, производимых из бюджета Республики Башкортостан, не производится плательщиками страховых взносов, в случае если выплаты единовременного пособия производятся учреждениями, с которыми они состоят в трудовых отношениях, суммы таких выплат признаются объектом обложения страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, соответственно, данные учреждения являются плательщиками страховых взносов в отношении указанных выплат за счет средств учреждения.
Кроме того, фонд возражает против возмещения за его счет судебных расходов, ссылаясь при этом на целевой характер денежных средств.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество 09.03.2010 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1100259000148 и состоит на учете в качестве страхователя по месту своего нахождения в филиале N 2 фонда за регистрационным номером 025900088602021.
Фондом в период с 11.03.2014 по 25.04.2014 в отношении общества проведена выездная проверка по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, о чем составлены акты проверок от 30.04.2014 N 45осс/д, N 45-н/с.
В ходе проверки учреждением выявлены факты неуплаты обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за май 2012 г., август 2013 г. в общей сумме 43 000 руб. ввиду занижения базы в результате включения в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, единовременных пособий молодым специалистам, выплаченных обществом своим работникам Мусину А.Ж. и Нургалиеву А.Г. в соответствии с Указом N УП-263 (в общей сумме 200 000 руб.).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения фондом решения от 02.06.2014 N 36, которым предложено обществу уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 4300 руб., пени в размере 25 руб. 53 коп.; плательщик страховых взносов также привлечен к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 860 руб. Фонд также обязал общество внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Фондом вынесено решение от 02.06.2014 N 43, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 руб., обществу предложено уплатить недоимку в сумме 5 000 руб., пени в размере 275 руб. 61 коп. Фонд также обязал общество отразить в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда (Форма 4-ФСС РФ) недоимку по страховым взносам, в том числе непринятые к зачету расходы.
Полагая, что указанные ненормативные правовые акты фонда недействительными, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из несоответствия решений фонда от 02.06.2014 N 36, 43 требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст. 25 Закона о страховых взносах понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5 ст. 25 Закона N 212-ФЗ). Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6 ст. 25 Закона о страховых взносах).
Частью 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате этих страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному положениями ст. 18 - 23, 25 - 27 Закона о страховых взносах (ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него данным Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 этого Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 этого Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для этих плательщиков страховых взносов, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 данного Федерального закона (ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу п. 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 данного Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах и подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Указом Президента Республики Башкортостан от 25.05.2009 N УП-263 "О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан" в целях закрепления молодых специалистов в организациях агропромышленного комплекса Республики Башкортостан установлена государственная поддержка молодым специалистам, работающим или изъявившим желание работать в организациях агропромышленного комплекса Республики Башкортостан, расположенных и осуществляющих свою деятельность в границах сельских поселений Республики Башкортостан, осуществляемая в том числе в виде выплаты единовременного пособия в размере 100 000 руб. для выпускников высших учебных заведений.
В соответствии с названным указом Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 31.07.2009 N 305 "О порядке предоставления государственной поддержки кадровому потенциалу агропромышленного комплекса Республики Башкортостан", которым предусмотрено финансирование указанной господдержки Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан путем предоставления бюджетных ассигнований на основании заключенных с организациями агропромышленного комплекса соглашений.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено следующее.
Основанием для доначисления обществу страховых взносов за май 2012 г. и август 2013 г. в общей сумме 43 000 руб. послужил вывод фонда о необходимости включения в базу для начисления страховых взносов сумм единовременных пособий молодым специалистам, выплаченных обществом в соответствии с Указом N УП-263 своим работникам - Мусину А.Ж., Нургалиеву А.Г. (в общей сумме 200 000 руб.).
Между обществом, Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан и Мусиным А.Ж., обществом, Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан и Нургалеевым А.Г. 12.04.2012 и 01.07.2013 заключены трехсторонние соглашения о предоставлении государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан, в соответствии с условиями которых за счет перечисленных Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан бюджетных средств обществом 23.05.2012 и 13.08.2013 выплачены пособия в общей сумме 200 000 руб. своим работникам Мусину А.Ж. и Нургалееву А.Г., имеющим высшее профессиональное образование и изъявившим желание работать в сельской местности.
Судами верно указано, что на момент рассмотрения спора наличие оснований для осуществления выплат данных пособий фондом не оспаривалось.
Суды обоснованно признали, что единовременные пособия, выплаченные обществом указанным выше лицам, являются государственными пособиями, в связи с чем не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу об оснований для доначисления обществу страховых взносов, начислении пени, а также для привлечения общества к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона о страховых взносах.
С учетом изложенного суды верно заключили, что, поскольку суммы выплаченных Мусину А.Ж. и Нургалееву А.Г. государственных пособий не подлежат обложению страховыми взносами, правовые основания для привлечения к ответственности в соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ также отсутствуют.
Обоснованным также является вывод судов о нарушении оспариваемыми решениями прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные обществом требования.
Довод фонда о том, что спорные выплаты не являются государственными пособиями, поскольку установлены не законодательством Российской Федерации, а законодательством Республики Башкортостан (на основании Указа N УП-263) обоснованно не приняты судами, как основанные на неверном толковании положений Федеральных законов N 212-ФЗ и N 125-ФЗ.
Также, с учетом положений ст. 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела договора на оказание юридических услуг от 10.07.2014 N 16, акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 10.07.2014, расходного кассового ордера, платежного поручения, а также характера спора, объема выполненной работы, суды правомерно пришли к выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для взыскания с фонда в пользу общества судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. руб. и судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб.
Данные выводы судов обеих инстанций переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Довод фонда, изложенный в кассационной жалобе о том, что средства фонда имеют строгое целевое назначение, был предметом рассмотрения апелляционного суда и получил надлежащую правовую оценку, указав на то, что целевой характер денежных средств фонда не может являться основанием для ограничения установленного законодательством права общества на возмещение судебных расходов.
Иные доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Кроме того, приведенные в кассационной жалобе доводы фонда проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.11.2014 по делу N А07-15576/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по тому же делу оставить без изменения. кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.